Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №4»
Анализ работы
педагога-психолога
ООШ № 4 г.Моршанска Г.А.Полякова
за 2010-2011 учебный год.
Моршанск
1.7. Анализ работы психологической службы
Целью работы психологической службы школы является – создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка, обеспечение гармоничного и целостного развития личности.
Задачи:
1) Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
2) Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
3) Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
4) Консультирование администрации школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их познавательных процессов, желаемых черт характера.
5) Проведение профориентационной работы, как итог постоянной работы с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирование адекватной самооценки, ценностных ориентаций.
6) Пропаганда здорового образа жизни.
Учитывая цели и задачи психологической службы, моя работа как педагога-психолога в 2010-2011 учебном году велась по следующим направлениям:
1) Психологическое просвещение, как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.
2) Психологическая профилактика – работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
3) Психологическое консультирование – решение тех проблем, с которыми обращаются учащиеся, родители, педагоги.
4) Психодиагностика, как углубленное изучение внутреннего мира школьника.
5) Психокоррекция - устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.
6) Работа по развитию способностей ребенка, формирование его личности.
С целью определения путей обучения, профилактики школобоязни, оказания психологической помощи в адаптации к новой социальной роли, новому педагогу, новому коллективу сверстников, формирования мотивов, побуждающих к учению, мною проводилась диагностика школьной мотивации с учащимися 1-х классов. На основе анализа данных диагностики получены следующие результаты:
Высокую школьную мотивацию имеют – 27% учащихся 1-х классов.
Внешняя школьная мотивация (положительное отношение к школе, не связанное с учебными занятиями) характерна для 46% первоклассников.
Игровая мотивация наблюдается у 10% учащихся.
Мотивационная незрелость выявлена у 17% учащихся.
Большинство учащихся 1-х классов, положительно относятся к школе – 96%.
В октябре 2010 года проводилась методика по определению уровня адаптации учащихся 1-х классов к школе. К этому времени к школе полностью адаптировались 48% учащихся. Дезадаптация наблюдалась у 52% учащихся 1-х классов. Из них не посещали детский сад -14% учащихся, низкую готовность к школьному обучению имели -12% учащихся. С учащимися, испытывающими различные степени дезадаптации, проводилась коррекционная работа по развитию мелкой моторики руки, коррекция познавательных процессов. В результате данной работы, при повторной диагностики в январе 2011года полностью адаптированы стали 67 % . Дезадаптация средней степени наблюдалась у 33% учащихся.
Проводилась диагностика адаптации учащихся 5-х классов при переходе в среднее звено.
В результате диагностики было выявлено, что повышенная школьная тревожность наблюдается у 6 % учащихся и проблемы и страхи в отношениях с учителями у 2% учащихся 5-х классов.
С данной категорией ребят проводились развивающие занятия по программе «Учимся общаться». По окончании данной работы у 50% учащихся с высокой школьной тревожностью, она снизилась, и наладились отношения с учителями у всех учащихся.
Осуществлялась психологическая поддержка учащихся сдающих экзамены и мониторинговые исследования.
С данными учащимися проводилась отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕГЭ и мониторинговым исследованиям, обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в свих силах. Данный вид коррекционной работы был особенно направлен на учащихся, имеющих высокую степень тревожности: в 1-х классах повышенная школьная тревожность характерна для 49%, тревожность в пределах нормы у 51% первоклассников, в 4-ых классах низкую сопротивляемость стрессу имеют – 2% учащихся, пониженную сопротивляемость стрессу имеют – 7% учащихся, высокую физиологическую сопротивляемость стрессу имеют – 91 % учащихся. В 9-х классах высокая школьная тревожность характерна для 33% школьников, средний уровень у 16%, низкий уровень тревожности у 51% учащихся.
Систематически проводилась профилактика вредных привычек.
С целью профилактики наркомании с учащимися 9-х классов выявлялась самооценка волевой регуляции (умение сказать «нет»). Импульсивностью в поведении обладают 68 % учащихся 9-х классов. У 32% учащихся 9-х классов преобладает управляемость в поведении. С учащимися, которым свойственна импульсивность в поведении проводились занятия на формирование волевой регуляции. С целью профилактики наркомании с учащимися 9-х классов проводилась диагностика потребности в ощущениях. Высокий уровень потребности в ощущениях наблюдается у 56% учащихся, средний уровень потребности в ощущениях у- 30%, низкий уровень потребности в ощущениях у -14% учащихся.
Работа с учащимися девиантного поведения велась мною по следующим направлениям:
- просветительская и консультативная работа с учащимися, их родителями, преподавателями
- психопрофилактическая работа с учащимися и их родителями
- диагностическая работа с учащимися и родителями
- коррекционная и развивающая работа с учащимися.
В 2010-2011 учебном году на учёте в ПДН ОВД и на внутришкольном учёте в МОУ ООШ №4 состояло 8 учащихся:
- учащихся начальной школы - нет
- все 8 учащихся среднего звена
С учащимися проводилась диагностика школьной дезадаптации на основе карты наблюдения Д.Стотта. У 6-ти учащихся имеет место повышенная враждебность по отношению к взрослым, проявляющаяся в асоциальном поведении, у 7-ми учащихся выражен недостаток нормативности (асоциальность), 3-м учащимся свойственна эмоциональная незрелость. Совместно с классными руководителями данных учащихся выявлялись признаки «проблемных» детей. Основными такими признаками, характерными для большинства «трудных» детей являлись:
- отсутствие познавательных интересов
- грубость
- немотивированные поступки
- равнодушное отношение к воспитательным мероприятиям.
С учащимися мною проводились программы: «Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет»,
«Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе».
Совместно с классными руководителями учащихся 9-х классов работал по программе «Профилактика девиантного поведения». В неё входили тренинговые занятия с учащимися «Умение сказать – нет», «Подросток и алкоголь», «Способы сопротивления социальному окружению». Систематически использовались психологические упражнения тренинга конфликтной компетентности подростка.
Проводилась коррекционная работа с учащимися, склонными к обману и воровству, и поставленными на внутришкольный учёт по причине краж. С ними использовался комплекс кинезиологических упражнений на взаимодействие и координацию работы головного мозга. В коррекционные и развивающие занятия были включены арттерапевтические упражнения, так как они ориентированы на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, на естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве.
С родителями учащимися девиантного поведения проводилась диагностика родительского отношения с помощью теста-опросника (А.Я. Варга, В.В. Столина). По шкале «Принятие – отвержение» 5 родителей воспринимают своего ребёнка плохим, неудачливым. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, раздражение, обиду. У 2-х родителей выявлена «авторитарная гиперсоциализация», для которой характерно то, что родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. И лишь у 1 родителя наблюдался желательный образ отношения - «Кооперация», родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ему.
С родителями проводились беседы по вопросам:
- особенности подросткового возраста
- влияние акцентуации характера на поведение детей
- влияние телевидения на развитие детей
- профилактика вредных привычек
Систематически проводилась просветительская и консультативная работа с преподавателями, классными руководителями, администрацией по следующим темам: «Психологические особенности подростков», «Возрастной подход в деятельности классного руководителя», «Влияние акцентуации характера на поведение обучающегося», «Роль семьи и школы в воспитании детей».
Школой, где я работаю, используется адаптивная система в обучении, рассматриваемая, как способ обучения, который обеспечивает адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся, адаптацию обучающихся к условиям обучения. В этом отношении моя работа направлена на выявление индивидуальных особенностей учащихся и преподавателей, формирование умений работать самостоятельно и коллективно.
В рамках организации работы по диагностико-технологическому подходу к обучению, которая ведется в нашей школе и выражающееся в восстановлении общеучебных навыков и умений учащихся, совершенствование репродукций (работа с терминами и над пересказом), работа в «зоне повышенного внимания». Я осуществляю психологическое сопровождение и обеспечение данного направления работы.
Известно, что все классные коллективы разные, отличаются между собой и достоинствами и недостатками, так разумно ли применять в них одни и те же рекомендации для работы. Нет, конечно, нужна диагностика, которая отвечает на вопросы: «Что надо делать в конкретных условиях каждого класса в первую очередь?», и « Как рациональнее решать первоочередные задачи классного коллектива?». Большая роль в психологическом обеспечении отводится работе психолога.
Было выявлено, что одной из причин, которая приводит к недостижимости минимального уровня навыков чтения, письма и счета являются особенности развития таких психических функций как память, внимание, мышление в рамках данного класса.
Анализ показал, что есть четыре категории учеников, нуждающихся в разной психологической поддержке.
Те, кто занимается на «4» и «5», имеют высокий уровень интеллектуального развития, хорошо поставленную речь, развитые волевые качества – им надо развивать, совершенствовать мышление: ученики с одной или двумя тройками по трудным предметам требуют совершенствования волевых качеств. Значительное количество учащихся, имеющих «3» и «4» по устным предметам – им необходима помощь в развитии речи (усиление терминологической работы, частые упражнения в пересказе).
Категория психологически сломавшихся, у которых недостаточно сформированы познавательные процессы, речь, слабые волевые качества, недостаточный эмоциональный контроль – с ними проводится основная коррекционно-развивающая работа.
Свою работу как педагога-психолога начинаю с планирования на учебный год и ближайший месяц, а также работа с медицинскими карточками учащихся 1-х классов. В 2010-2011 учебном году диагноз ЗПР имели 2 ученика. Неврозы и неврозоподобные состояния – 21 учащийся, нарушение памяти и внимания – 3 учащихся, гипердинамический и эписиндромы – 22 обучающихся. Данные учащиеся благодаря ранней (в некоторых случаях еще до обучения в школе) диагностике наблюдаются и проходят лечение у детского психоневролога. А в школе с ними проводятся коррекционно-развивающие занятия.
С сентября 2010 года началось психологическое сопровождение учащихся 1-х классов. Проводились индивидуальные и групповые занятия с учащимися 1-х классов по итогам диагностики готовности учащихся к школьному обучению. С учащимися 1-х классов проводились коррекционно-развивающие занятия по программе «Радость каждый день», а со 2-ми классами по программе «Узнай себя».
В результате диагностики уровня развития памяти у учащихся 2-х классов в декабре 2010 года получены следующие результаты:
Объём механической памяти в пределах нормы развит у 73% учащихся:
Смысловая память в пределах нормы развита у 37% второклассников:
В январе 2011 года проводилась диагностика эмоционального отношения учащихся 1-х классов к различным ситуациям и значимым людям. Хорошее эмоциональное отношение наблюдается к школе у 96%, к одноклассникам у-95%, к учителю у 96%, к семье у- 94%.
В начале учебного года и повторно в декабре проводилась диагностика основных психических функций необходимых в школьном обучении, у учащихся 1-х классов. По итогам диагностики получены следующие результаты:
- достаточный словарный запас в сентябре был у 87% учащихся, и в декабре у 100% учащихся;
- умение работать по указке учителя сформировано у 79% (100%);
- логическое мышление развито в пределах нормы у 95% (100%);
- копирование с образца – 91 % (100%);
- развитие памяти в пределах нормы у 84% (100%).
В январе проводилась диагностика развития мышления у учащихся 3-х классов:
Словесно-логическое мышление развито в пределах возрастной нормы у 50% третьеклассников.
Ниже возрастной нормы словесно-логическое мышление развито у 50% школьников.
Лучше всего у учащихся наблюдается сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию – средний балл выполнения в 3А – 8,4 в 3Б – 9, что соответствует возрастной норме (8,5)
Средний балл сформированности обобщающих понятий (обобщение) в 3А – 7,4 в 3Б – 7,4, что ниже возрастной нормы (8,3).
Средний балл по осведомлённости в 3А – 9, в 3Б – 7,6, что в общем соответствует возрастной норме (7,8)
Хуже всего у школьников процессы умозаключений (решение аналогий). Средний балл выполнения в 3А – 5,8 в 3Б – 5,6 это ниже средней возрастной нормы (7,4)
Большое внимание уделяется психологическому сопровождению предпрофильной подготовки учащихся.
Ведется элективный курс «Твоя профессиональная карьера», благодаря которому организован процесс информирования учащихся о требованиях к старшеклассникам, предъявляемые той или иной профессией. Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии; проведено анкетирование «Готов ли я к выбору профессии»; проведены беседы и практические занятия «Что я знаю о мире профессий». Для учащихся и их родителей организовано индивидуальное консультирование.
По данным диагностики на начало учебного года около 38% учащихся 9-х классов имеют выраженные профессиональные намерения. 20% учащихся вообще не задумывались о своих профессиональных планах, 42% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе. После проведения элективных курсов ситуация изменилась. У 52% - появились чётко определенные профессиональные намерения. 8% не определились с выбором профессии, 40 % учащихся – сомневаются в своем выборе, но выбор их сузился между 2-3 видами деятельности. Выявление интересов обучающихся показало, что обучающиеся, отдают предпочтение профессиям: человек-техника, человек-природа.
С учащимися 9-х классов проводилась диагностика профессиональных склонностей, призвание имеют:
к физике, математике – 20% учащихся
к химии – 21% учащихся
к электрорадиотехнике – 38% учащихся
к геологии, географии – 25 учащихся
к технике – 30% учащихся
к биологии и с/х – 19% учащихся
к филологии и журналистике – 12% учащихся
к истории – 22 % учащихся
к педагогике и воспитанию – 21 % учащихся
к медицине – 25% учащихся
к сфере обслуживания – 77% учащихся
к искусству – 13% учащихся
к военному делу – 36 % учащихся
Есть учащиеся, которые имеют призвание в нескольких областях деятельности. С ними проводились групповые и индивидуальные занятия по выявлению своих особенностей личности.
Для учащихся 8-х классов начат пропедевтический этап предпрофильной подготовки. С ними проводилась диагностика склонности к профессиям разного типа. Получены следующие результаты - склонность к профессиям:
Человек- природа – 22% учащихся
Человек-техника – 31% учащихся
Человек-человек – 28% учащихся
Человек-знаковая система – 11% учащихся
Человек-художественный образ – 8% учащихся.
Работая над вопросом преемственности детский сад – школа, мною проведено в д/с №10, 19 два родительских собрания на темы: «Как подготовить ребёнка к школе» и «Готовность к школьному обучению», по итогам диагностики, предварительно проводилась диагностика готовности детей к школьному обучению.
С целью психопрофилактики и психологического просвещения мною проводились родительские собрания:
- в 1-х классах - «Режим труда и отдыха школьника»
- «Трудности адаптации первоклассников»
- «Детские страхи»
- во 2-х классах - «Формирование характера и особенности личности».
- «Телевизор в жизни школьника»
- «Причины детской агрессии».
- в 3-х классах - «Развитие – интеллектуальных умений школьника»
- «Как преодолеть застенчивость».
- в 4-х классах - «Роль семьи в формировании интереса к учению».
- «Значение памяти в интеллектуальном развитии»
-в 5-х классах - «Адаптация пятиклассников к школе»
- «Особенности подросткового возраста».
- в 6-х классах - «Профилактика вредных привычек».
- в 7-х классах - «Компьютер в жизни подростка».
- в 8-х классах - «Роль самооценки в формировании личности».
- «Проблема наркомании».
- в 9-х классах - «Конфликты с собственным ребенком».
- «Как надо любить детей».
- «Как подготовить себя и ребенка к экзаменам».
Систематически выступал на педагогических советах и МО учителей школы.
В мае с учащимися 4-х классов проводилась диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено. Были получены следующие результаты: в пределах нормы у учащихся развиты следующие познавательные процессы:
- объем механической памяти – 68 %
- внимание – 84 %
- логическая память – 90 %
- мышление (абстрактное) - 100 %
Из полученных данных следует, что в среднем звене учителям следует обратить внимание на развитие памяти (объем запоминания), внимания.
Принимал участие в работе:
1. Творческой группы педагогов участников муниципальной экспериментальной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение формирования ключевых компетенций обучающихся I ступени в условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта».
2. Постоянно действующего семинара: «Работа по реализации преемственности в деятельности ОУ по обучению и развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста», для старших воспитателей, воспитателей старшего дошкольного возраста ДОУ. С докладом – «Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников при переходе на первую ступень обучения».
3. Городского семинара: «Формы организации психолого-педагогического сопровождения учеников и родителей в условиях профильного обучения». С докладом – «Модель работы с учащимися, родителями, классными руководителями».
4. Научно-практическом семинаре в г.Тамбове: «Служба практической психологии образования: состояние и перспективы», как слушатель.
5. Городского семинара «Система индивидуального и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».
Таким образом, в течение 2010-2011 учебного года показателями деятельности как педагога-психолога по видам деятельности составляют:
- индивидуальное обследование: 116 человек
- групповое обследование: 16 классов
- Индивидуальные консультации: 125 консультаций
- групповые занятия: 164 занятия
- просветительская работа со взрослыми: 43 занятия
- участие в консилиумах комиссиях, административных совещаниях: 24 заседания.
Совместно с учащимися были выпущены стенгазеты:
«Мы за здоровый образ жизни»
«Экзамены на отлично – советы психолога».
Основными проблемами стали:
1) трудность в формировании мотивации учебной деятельности части учащихся старших классов.
2) Обращение родителей за помощью по обучению и воспитанию детей чаще всего бывает с большим опозданием, когда у ребенка уже выработались определенные стереотипы поведения, особенности учебной деятельности, и разрешить данную проблему сложно.
В целом моя работа как педагога–психолога была направлена на содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития, профилактике отношений в социальном и психологическом здоровье, содействию распространению психологических знаний. В новом учебном году необходимо продолжить работу по профилактике наркомании, консультативную работу: способствовать формированию у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию, содействовать активизации деятельности педагогов и родителей в сохранении; укреплении психологического здоровья обучающихся.