1.10. Анализ работы ресурсного центра духовно-нравственного воспитания детей на базе МОУ ООШ №4
Ресурсный центр духовно-нравственного воспитания детей на базе МОУ «ООШ №4», начал свою работу в соответствии с постановлением администрации г. Моршанска «О создании ресурсного центра духовно-нравственного воспитания детей » №1138 от 06.10.2010г.
Была разработана и утверждена программа «Мир твоей души».
Цель Программы: формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности школьников.
Задачи Программы:
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности обучающихся;
- развивать познавательную активность обучающихся;
- воспитывать патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную религиозную терпимость.
Направления реализации Программы:
1.Духовно-образовательное.
2.Воспитательно-оздоровительное.
3.Культурно-познавательное.
4.Нравственно-трудовое.
Основные принципы реализации Программы:
1.Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, светский характер образования и законность).
2.Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).
3.Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).
В начале учебного года была создана инициативная группа организационной и методической поддержки программы «Мир твоей души», создан координационный совет по Программе при директоре школы, была утверждена нормативная база (Положение о муниципальном ресурсном центре).
В настоящее время в школе ведётся работа по систематизации краеведческого материала для использования на уроках и мероприятиях. В планы работы классных руководителей включены вопросы по гражданскому, патриотическому, духовно – нравственному воспитанию.
В школе ведётся работа по созданию музея, будут пополняться патриотический и православный отделы.
В течение года были организованы и проведены мероприятия для детей:
«Русская правда – первый свод законов русского государства»
Цель: Дать представление о первом законе русского государства, уточнение знаний о современном законе России – Конституции.(7 кл.)
В 1 классах прошло мероприятие «Рождество и летоисчисление».
Цель: познакомить детей с христианским летоисчислением от Рождества Христова.
Темы мероприятий были приурочены к праздникам и событиям нашего общества, тем самым обеспечивается связь с общественной жизнью людей.
Разработки данных мероприятий были разосланы в школы города и размещены на сайте ООШ №4.
В школе стало традицией проводить «Праздник Сказки», незадолго до нового года, где дети и родители принимают активное участие в изготовлении поделок (в стиле русских народных промыслов), костюмов для постановок сказок.
Ежегодно в школе проводится «День матери», целью которого является привитие детям любви и уважения к матери – женщине, хранительнице домашнего очага.
Обучающиеся школы участвовали в муниципальном этапе областного конкурса рисунков «Красота Божьего мира». В итоге четыре победителя:
Холманская Надежда 11 лет
Лебедева Светлана 12 лет
Стручкова Валерия 14 лет
Шиндина Юлия 14 лет.
Второй год в школе реализуется учебный курс «Основы мировых религиозных культур». На прошедшей недавно олимпиаде 2 обучающихся заняли призовые места по данному предмету и были награждены дипломами III степени.(Чеканов Кирилл 5 «б», Калашникова Лариса 5 «а»). Эти обучающие приняли участие в областном этапе олимпиады.
В школе работает научное общество «Поиск». В марте 2011 года прошло заседание общества в виде круглого стола на тему «Нравственные ценности семьи».
С сентября 2010 года работает объединение «С чего начинается Родина», для обучающихся 1-4 классов. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками.
В феврале – марте 2011 года в учебных заведениях города прошла акция «Наши корни», посвященной памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству. Организатором акции выступил ресурсный центр духовно-нравственного воспитания ООШ №4.
Цель акции: содействие подъёму патриотических чувств и настроений обучающихся; формирование образа современника, достойного своих предков-героев.
Образовательные учреждения города приняли активное участие в акции, на конкурс были представлены работы обучающихся школ в различных номинациях:
конкурс проектно- исследовательской деятельности:
темы: «Я и моя родословная», «Мои корни»;
конкурс литературных публикаций:
темы: «Родина моя», «Жить - Родине служить», «Судьба человека»;
конкурс рисунков
темы: «Родная сторона», «Мои родные – защитники Родины»;
конкурс фотографии (фотоколлажей)
темы: «Семейный объектив», «Лента времени»;
конкурс поделок и композиций
тема: «Народные промыслы».
Итоги городской Акции «Наши корни»
В номинации проектно-исследовательская деятельность «Я и моя родословная», «Мои корни» приняли участие:
МОУ «СОШ № 2»
Представленные работы:
«Прогулка по Моршанску» - Тюрников П. 10 «а»
«Прогулка по Моршанску» - Бобылев А. 10 «а»
«Новотомниково» - Гончаров Е. 8 «а»
«С любовью к России, мы делами добрыми едины» - Ломакин П. 5 «а»
МОУ « ООШ № 4»
Представленные работы:
«Летопись моей семьи» - Ветрова Анастасия, Кузнецова Ольга – 9 «б»
«Край любимый, край родной» - Шубина Анастасия – 8 «б»
МОУ «ООШ № 5»
«Я – человек» - Гридюшко Я. 5 «а»
МОУ «Гимназия»
Представленные работы:
«Лента времени» - Ходырева Т. 7 «а»
«История моей семьи» - Атюнин А. «б»
«Служение отечеству в нашем роду» - Исаева М. 2 «б»
«История моей семьи» - Шарапова А. 7 «а»
Номинация «Литературная публикация»
Темы: «Родина моя», «Жить - Родине служить», «Судьба человека».
МОУ « СОШ № 2»
Представленные работы:
«Мой дед – ветеран» сочинение - Шатилова М. 8 «а»
«Воспоминания из детства» сочинение - Дронова А. 8 «б»
«Случайная встреча» - сочинение Решетина Н. 8 «в»
«Учительская династия» эссе - Колясова М.В., Струзик О.В.
МОУ « ООШ № 3»
Представленные работы:
«Жить – Родине служить» сочинение - Остолопов М. 8 «а»
«Родина моя» сочинение – Марин С. 8 «а»
«Родина моя» сочинение – Ершова Т. 6 «а»
«Родина моя» стихотворение – Родина Т. 6 «а»
МОУ « ООШ №4»
Представленные работы:
«Они сражались за Родину» сочинение – Розниченко И. 9 «а»
«Мой Моршанск» стихотворение - Долгов В. 7 «а»
«Война» стихотворение – Тюлюкина С. 7 «а»
МОУ «ООШ № 5»
Представленные работы:
«Моя Родина» сочинение – Паэгле Д. 8 «а»
«Жить – Родине служить» сочинение – Машкова О. 6 «а»
«Моя Родина» сочинение – Чекалина С. 3 «б»
«Моршанск – уголок России» стихотворение – Кочегарова С. 1 «а»
«Судьба человека» сочинение – Мартынкин И. 2 «а»
«О мужестве» сочинение – Кочегарова С. 1 «б»
«Мой прадедушка» сочинение – Антоненко С. 3 «б»
Конкурс рисунков
Темы: «Родная сторона», «Мои родные – защитники Родины».
МОУ « СОШ №1»
Представленные работы:
«Последний бой» - Зебрев В. 7 «б»
«Сердцу милый уголок» - Филлипова Ю. 5 «а»
«Вот моя улица» - Митина Н. 5 «а»
«Троицкий собор» - Рябова М. 5 «в»
МОУ « СОШ №2»
Представленные работы:
«Вечная память» - Головачев М.
«Родная сторона» - Мишарина А. 6 «а»
«У озера» - Негодяев Д.
«У околицы» - Люшанова О. 2 «а»
МОУ «ООШ № 3»
23 работы на тему «Родная сторона», «Мои родные защитники Родины»
МОУ «ООШ №4»
«Святой край» - Чеканов К. 5 «б»
«Улица моя» - Парамзина А. 8 «б»
МОУ «ООШ №5»
«Родная сторона» - Куприна А. 1 «а»
«Родная сторона» - Ивницкая М. 1 «а»
«Родная сторона» - Тарасов А. 1 «а»
«Лето в деревне» - Шелохаева С. 1 «б»
«Святая Русь» - Кочегарова С . 1 «б»
«Россия – наша Родина» - Кузнецова А. 3 «б»
«Защитники отечества» - Данилов С. 3 «б»
« Памятник защитникам отечества» - Чекалина С. 3 «б»
Конкурс поделок и композиций
Тема: «Народные промыслы».
МОУ « СОШ №2»
МОУ «ООШ №3»
Представленные работы:
«Расписные яйца» - Умнова Ю. 3 «б»
«Пасхальное яйцо» - Сидорова Д. 2 «а»
МОУ « ООШ № 4»
Представленные работы:
«Жар – птица» природный материал - Афанасьев Р. 3 «б»
«Пасхальные куличи с яйцами» вязание крючком - Авилова О. 9 «»
«Домашний оберег» соленое тесто - Чернышова В. 7 «б»
«Семейная комната» вязание крючком - Лебедева С. 6 «а»
«Украинская хатка» соленое тесто - Чернышова В. 7 «б»
МОУ «ООШ №5»
Представленные работы:
«Серебряное копытце» - поделка из глины Данилов С. 3 «б»
«Пасхальное яйцо» биссероплетение - Васильева А. 2 «б»
«Барыня» - дымковская игрушка Некрасов А. 3 «б»
МОУ «Гимназия»
«С любовью к России» вышивка крестом - Парамзина Н. 9 «в»
«Народные мотивы» коллекция поделок из глины – Сафронова Ю. 11 кл.
«Народные мотивы» Коллекция поделок из глины – Алымова В 8 кл.
Конкурс фотографии (фотоколлажей)
Темы: «Семейный объектив», «Лента времени»
МОУ «Гимназия»
«Лента времени» - Абаполов А 8 «а»
Преподавателями разрабатываются программы элективных курсов, обогащенных этнокультурным компонентом: «Духовная музыка», «Городецкая роспись», «Дизайн и прикладное искусство», «С любовью к России».
Разработано и утверждено положение о работе Родительского клуба.
В сентябре 2012 года на базе РЦ планируется работа туристического бюро, где будут разработаны экскурсионные программы духовно-нравственной направленности.
В работе ресурсного центра планируется:
- работа волонтерского движения «Надежда», которое будет осуществлять различные благотворительные мероприятия, экологические акции, акции по профилактике алкоголизма и табакокурения.
В дополнительном образовании ООШ №4 утверждены следующие образовательные программы:
- «Детская риторика»
- «Музейное дело»
- «Я рожден в России».
Реализация программы осуществляется также с помощью сети Интернет. На сайте МОУ ООШ №4 создана Web – страница, на которой размещена информация о деятельности центра (программа, план работы, методические рекомендации и т.д.). Используя электронную почту, руководители центра информируют участников о предстоящей деятельности, предоставляют готовый материал для проведения классных часов, мероприятий.
Результаты:
- вовлечение в деятельность Центра обучающихся, классных руководителей ОУ города;
- пополнение методической копилки классных руководителей сценариями классных часов по духовно-нравственному воспитанию;
- привлечение в деятельность Центра родителей обучающихся.