Доклад

«Переход на ФГОС нового поколения. Проблемы и пути решения»

 

Зам. директора по УВР

Максимова Наталья  Владимировна

 

Важным событием этого учебного года является переход 1 классов общеобразовательных учреждений города в 2011-2012 учебном году на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С 2012 года на образовательный стандарты нового поколения постепенно перейдут все остальные классы.

1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373.

2. ФГОС основного общего образования –  утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 .

3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии доработки (проект  от 17.02.2011).

 

Что же такое ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС) 

представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ

 начального общего,

 основного общего,

среднего (полного) общего образования.

 

Основные функции стандарта второго поколения

-обеспечение права граждан на полноценное образование;

-единство образовательного пространства;

-обеспечение преемственности обучения на разных ступенях;

-повышение объективности оценивания качества образования.

 

Новый стандарт в профессиональной среде называют «три новых Т»

- требование к условиям, требование к структуре образовательных программ и требование к результату.

  Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько он часов пробыл в школе, теперь вопрос "сколько" уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как он прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов, скажем так, к применению, к практике тех знаний и т. д.

 

Какова концепция ФГОС второго поколения? Это прежде всего смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний (ЗУН) – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности (УУД). В широком смысле  УУД – «умение учиться».

УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания

 

Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования, которые подразделяются на три группы.

Личностные результаты

Готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества

Метапредметные результаты

Освоенные  универсальные  учебные действия (УУД) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу  умения учиться, и межпредметные  понятия

Предметные  результаты

Освоенный опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового  знания, его преобразованию и  применению, система основополагающих  элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира

 

Всё выше сказанное указывает на то, что введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС, которая началась ещё в прошлом учебном году, и комплексность всех видов сопровождения введения ФГОС .

 

За истёкший период в школе была проведена следующая работа:

1.Был создан Координационный совет по вопросам введения и реализации федеральных государственных стандартов общего образования  и организована работа творческих групп по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени обучения.

2 Создан банк нормативно-правовых документов.

3.Внесены изменения в Устав школы, в локальные акты.

4.В этом году была разработана Основная общеобразовательная программа НОО. Конечна, она несовершенна и требует доработки по результатам этого года. Уже сейчас необходимо  внести изменения в соответствии с приказом Мин образования России от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

5.Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников образовательного учреждения.

6. Все учителя начальных классов и администрация школы прошли курсы по ФГОС.

7.Проанализировав наиболее перспективные УМК, отвечающие требованиям нового ФГОС, учителя начальной школы остановились на УМК «Планета знаний» Определен список учебников и учебных пособий. Однако опыт работы показал, что коррекционным классам трудно работать по этому УМК и в будущем учебном году классы коррекции передут на УМК «Школа России». Для первоклассников были закуплены учебники для работы в классе.

8. Разработаны рабочие программы и календарно – тематическое планирование  по предметам в соответствии с новыми требованиями к их структуре.

9. Подписан Договор с родителями о предоставлении общего образования в связи с ФГОС

10.Определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся.

11.Было разработано Положение о портфолио образовательных  достижений обучающихся и все ученики начального звена ведут работу по накоплению в нём материалов.

12.Были  составлены:

план – график  мероприятий  по реализации ФГОС НОО

план методического сопровождения введения ФГОС

план взаимодействия педагогов ДОУ и учителей начальных классов.

13.Администрацией школы посещались уроки в 1 классах. Была проведена Неделя ФГОС, на которой было организовано взаимопосещение уроков. Были даны открытые уроки для учителей и родителей. В ходе посещения уроков выявлено, что все учителя, работающие в 1-х классах, строят образовательный процесс согласно требованиям ФГОС.

14.Общественность информируется  о ходе, порядке  и результатах введения ФГОС начального общего образования  с использованием  Интернет – ресурсов, средств массовой информации, на родительских собраниях.

 

Я перечислила всё это не случайно. Такая же работа ждёт и педагогов старшей школы.

 

Наше общеобразовательное учреждение оснащено в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений

-был произведён ремонт кабинетов

-заменены лампы

-на окна приобретены жалюзи

- закуплены ростовые парты, конторки

- доски, 3 интерактивные доски

-оборудовано место учителя, наборы «Дидактика»

-приобретены ноутбуки, проекторы, копировальная техника, фотоаппарат, видеокамера

- оборудована игровая комната

-закуплено новое оборудование для столовых

-начался ремонт санузлов

 

Однако наряду с положительными результатами перед школой стоит ряд проблем, которые требуют решения и будут решаться постепенно, и мы приложим к этому все усилия.

Первая и проблема. Это нехватка площадей. Нужен ещё один спортзал в каждом корпусе или большое помещение, где можно было бы проводить уроки физкультуры и объединений дополнительного образования. Нужны комнаты психологической разгрузки для учителей и учащихся. Специальные кабинеты для проведения занятий ДО. Компьютерный класс для младших школьников. 

Необходимо расширение площадей школьных библиотек. Библиотека школы не укомплектована в полной мере печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана.

Сказывается нехватка кадров: учителя физкультуры, музыки, информатики, воспитателей ГПД, педагогов ДО.

Не хватает необходимого программного обеспечения и электронно образоваетельных ресурсов.

Требуется продолжение материально – технического оснащения образовательного процесса.

Внедрение новых ФГОС является теперь жизненной реальностью. В следующем учебном году в МОУ СОШ №3 по новым стандартам будут обучаться более 150 учащихся 1-2- классов, работать 10 педагогов начальных классов. Я считаю, что организация учебно-воспитательного процесса и его результаты будут выше, поскольку будут учтены проблемы и недостатки, возникшие в этом учебном году, и приняты меры для их устранения и решения.