Характеристика музея
Музей истории школы
Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» (корпус 2)
Район: г. Моршанск
Область: Тамбовская область
Адрес: ул. Крупской 13
Тел. 8(47533)48927
1. Полное название музея
Музей истории школы МБОУ СОШ №3 (корпус 2)
2. Дата открытия и характеристика
В нашей школе давно существовала идея создать школьный музей, тем более что за 70 лет существования школы сохранилось большое количество фотографий, грамот, других документов.
Правильнее сказать, наш музей находится в стадии своего становления.
Музей школы №4(так она называлась до сентября 2011 года) начал создаваться в конце 2010 года как школьный музей. Но надо отметить, что к этому времени в школе уже был оформлен ряд экспозиций вошедших в состав музея. Сюда входит стендовый материал «Страницы истории школы», расположенный на первом этаже в коридоре. Здесь же расположены стенды посвященные выпускникам и учителям школы. В кабинете №12 помещен материал, посвященный Великой Отечественной войне, ветеранам войны. Собирался материал о директорах, учителях со времён образования школы. А школа создана в 1939году. Сбор материала ведётся, и по сей день. Сейчас добавилось направление «Традиции провинциальной старины», «Истоки нашей духовности», продолжает развитие патриотическое направление. Не забываем мы собирать материал и по современной школе. Специального помещения для музея пока нет, и большая часть материала находится в коробках, шкафах, стендах по отдельным кабинетам. В кабинете №21 собрана большая часть этого материала. Там также, представлена экспозиция «Традиции провинциальной старины».
3. Краткая характеристика фондов музея
В музее содержится, пока еще, небольшое количество экспонатов, но большая часть из них подлинная. Учет поступления экспонатов ведется в инвентарной книге. В ней указываются время и источник поступления материалов, наименование и краткое описание предметов, их количество, материал.
4. Программа деятельности музея
Для осуществления эффективной деятельности музея разработана программа его работы:
Пояснительная записка.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.
Цели программы:
Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своего народа, города, школы.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
Укрепление
нравственных позиций учащихся, чувства
собственного достоинства, гордости за
свою школу, свою малую родину, за свою
Отчизну.
Основные
задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития средней школы№4.
2. Исследовать школьные традиции прошлого.
3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой город.
7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
8.
Приобщать учащихся к общественно-полезной
работе, развивать деятельность по охране
памятников истории и культуры. Развивать
информационно-коммуникативные способности
учащихся, воспитывать толерантность
по отношению к другим людям.
Обоснование значимости программы.
Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать. Интересны судьбы и просто учителей, и директоров, и выпускников, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".
Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Образовательное пространство:
Школьный музей взаимодействует с музеями города, кабинетом истории, городской и районной администрацией, с городским и областным архивами, библиотекой, интернет ресурсами и др. школьными музеями.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Основные направления деятельности школьного музея:
1. История школы №4;
2. История Великой Отечественной войны в судьбе города, школы, учителей, выпускников;
3. «История в лицах…» (истории выпускников, оставивших свой след в истории);
4. «Традиции провинциальной старины»
5. «Истоки нашей духовности»
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Основные виды деятельности школьного музея:
1. Поисковая деятельность.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
3. Экскурсионно – просветительская деятельность.
4. Оформительская деятельность.
5. Методическая работа.
Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;
- Проведение экскурсионной работы в музее.
Исследовательская деятельность
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.
Оформительская деятельность:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
Экскурсионно-просветительская деятельность:
- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
- сотрудничество с районной газетой;
Методическая деятельность
- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;
- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;
- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;
- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций..
Руководство работой школьного музея.
Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.
Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет. (2011-1015 гг.)
Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 7-9 классов, классные руководители.
Рабочий план реализации Программы.
№ |
Направление деятельности |
Сроки исполнения |
1. |
Организационная работа. - Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея; - Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п. - Составление и утверждение календарного плана работы музея. -Создание или обновление состава Совета музея. |
С 2011 г. Ежегодно |
2. |
Работа с фондами школьного музея. -
Инвентаризация имеющихся музейных
предметов.. - Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение - Обработать воспоминания участников об участниках ВОВ и начать создание Книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!» -
Создание архива музея в электронном
варианте; |
2011-2012г. С 2011г. Постоянно. 2011г. С 2010г. С 2011г. |
3. |
Поисковая работа. - Работа в районном и городском архивах. - Работа в городской библиотеке. - Работа в районном отделе ЗАГС. - Работа с документами в районной и городской администрации Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка. - Поиск материалов и документов об учителях и директорах погибших в годы ВОВ. - Поиск бывших учителей, выпускников школы, переписка с ними. - встреча с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране. |
Ежегодно |
4. |
Оформление экспозиций и разделов музея. 1. Летопись Великой Отечественной войны… - «Герои Советского Союза – наши земляки» - «Участники трёх войн» - о ветеранах войны …. - Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!» - 2. История школы: - «Школа в годы войны» «История школы в 50е годы» - «История школы в 60е годы» - «История школы в 70е годы» - Альбомы по истории школы - Летопись школы: праздники и будни. 3. История в лицах… (это учителя, ученики) «Герои нашего времени» - Выпускники школы - Классные летописи 4. «Традиции провинциальной старины» - предметы быта - утварь - одежда - фотографии 5. «Истоки нашей духовности» |
2011-2012уч.г. Ежегодно 2011 -2012 2012-2013 2013-2014 Ежегодно Ежегодно Ежегодно 2011-2012 2011-2012 2011-2012 Ежегодно
С 2012 2012-2013 2013-2014 Ежедневно
С 2011 года |
5. |
Просветительская работа. 1. Проведение экскурсий и бесед по темам: - История школы - Летопись Великой Отечественной войны - Воины - интернационалисты - Русская изба - Старинные деньги 2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях: - Вечер встречи выпускников, - День согласия и примирения, - День Конституции, - День воина – интернационалиста, - День Победы, - Акция «Подарок солдату», - Вечер «За честь школы», - Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны - научно-практическая конференция, краеведческая олимпиада - конкурсы исследовательских работ 3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея. 4. Размещение информации на сайте. 5. сотрудничество со школьными музеями школ района и города. |
Ежегодно По заявкам Ежегодно Ежегодно Ежегодно Март 2013г 2014 г. В течении года |
6. |
Исследовательская деятельность учащихся. Подготовка и написание докладов и рефератов по темам: - История школы в годы Великой Отечественной войны - Летопись Великой Отечественной. - Великая Отечественная война в истории моей семьи - «Герои нашего времени» История школьного музея |
2011-2012 2012-2013 2012-2013 2012- 2014 2014-2015 |
|
Переписка музея: с выпускниками школы, членами краеведческого кружка, ветеранами ВОВ и их родственниками |
По мере необходимости. |
7. |
Методическая работа. Создание методических рекомендаций: - Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала - Тематическое планирование элективного курса «Музей и дети» (10 часов). - Тематика классных часов по материалам школьного музея. Выступление на МО «Исследовательская деятельность учащихся». Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея: - «Никто не забыт, ничто не забыто!» - «Жизнь пройти не поле перейти…» - «Счастье себя стране отдать» - И не помнить об этом нельзя» - история Школьного музея - История школы - история в лицах (по мере поступления материала) Создание буклетов-брошюр по экспозициям школьного музея. |
2012 Обновление ежегодно С 2012 г. Ежегодно с 2011г.
2013-2015г |
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.
Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.
Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ.
5. Наличие совета музея
Возглавляет работу музея его совет. В состав совета входят директор школы, учителя истории, библиотекарь, классные руководители, представители обучающихся, которых выдвигают в начале года коллективы классов. Совет музея собирается 2-3 раза в год, определяет перспективы деятельности музея, координирует её с работой по туризму, планирует работу на год. В плане определяется исторический подход, события подлежащие исследованию, способы сбора и обработки информации, методы вовлечения школьного коллектива в изучении той или иной темы, конкретизируется работа совета музея, распределяются обязанности среди членов совета.
6. Связь школьного музея с научными, государственными и общественными организациями
Работа музея строится в соответствии с программой « Школьный музей». Большую помощь оказывает городской совет ветеранов. За рекомендациями по вопросам хранения, размещения, организации члены совета музея обращаются в краеведческий музей г. Моршанска. Школьный музей поддерживает связь с музеями ОУ города, обменивается опытом. В рамках ресурсного центра гражданского и патриотического воспитания школьный музей осуществляет сетевое взаимодействие с другими ОУ.
7. Фамилия, имя, отчество руководителя музея, занимаемая должность
Руководит работой музея Сидорина Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания.