Характеристика музея

Музей истории школы

Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» (корпус 2)

Район: г. Моршанск

Область: Тамбовская область

Адрес: ул. Крупской 13

Тел. 8(47533)48927

1. Полное название музея

Музей истории школы МБОУ СОШ №3 (корпус 2)

2. Дата открытия и характеристика

В нашей школе давно существовала идея создать школьный музей, тем более что за 70 лет существования школы сохранилось большое количество фотографий, грамот, других документов.

Правильнее сказать, наш музей находится в стадии своего становления.

Музей школы №4(так она называлась до сентября 2011 года) начал создаваться в конце 2010 года как школьный музей. Но надо отметить, что к этому времени в школе уже был оформлен ряд экспозиций вошедших в состав музея. Сюда входит стендовый материал «Страницы истории школы», расположенный на первом этаже в коридоре. Здесь же расположены стенды посвященные выпускникам и учителям школы. В кабинете №12 помещен материал, посвященный Великой Отечественной войне, ветеранам войны. Собирался материал о директорах, учителях со времён образования школы. А школа создана в 1939году. Сбор материала ведётся, и по сей день. Сейчас добавилось направление «Традиции провинциальной старины», «Истоки нашей духовности», продолжает развитие патриотическое направление. Не забываем мы собирать материал и по современной школе. Специального помещения для музея пока нет, и большая часть материала находится в коробках, шкафах, стендах по отдельным кабинетам. В кабинете №21 собрана большая часть этого материала. Там также, представлена экспозиция «Традиции провинциальной старины».



3. Краткая характеристика фондов музея

В музее содержится, пока еще, небольшое количество экспонатов, но большая часть из них подлинная. Учет поступления экспонатов ведется в инвентарной книге. В ней указываются время и источник поступления материалов, наименование и краткое описание предметов, их количество, материал.

4. Программа деятельности музея

Для осуществления эффективной деятельности музея разработана программа его работы:

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.




Цели программы:

1. Изучить историю возникновения и развития средней школы№4.

2. Исследовать школьные традиции прошлого.

3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.

4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой город.

7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

Обоснование значимости программы.

Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать. Интересны судьбы и просто учителей, и директоров, и выпускников, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Образовательное пространство:

Школьный музей взаимодействует с музеями города, кабинетом истории, городской и районной администрацией, с городским и областным архивами, библиотекой, интернет ресурсами и др. школьными музеями.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Основные направления деятельности школьного музея:

1. История школы №4;

2. История Великой Отечественной войны в судьбе города, школы, учителей, выпускников;

3. «История в лицах…» (истории выпускников, оставивших свой след в истории);

4. «Традиции провинциальной старины»

5. «Истоки нашей духовности»

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

Основные виды деятельности школьного музея:

1. Поисковая деятельность.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

3. Экскурсионно – просветительская деятельность.

4. Оформительская деятельность.

5. Методическая работа.

Организация поисковой деятельности:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

- Проведение экскурсионной работы в музее.

Исследовательская деятельность

Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.

Оформительская деятельность:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество с районной газетой;

Методическая деятельность

- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций..

Руководство работой школьного музея.

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.

Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет. (2011-1015 гг.)

Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 7-9 классов, классные руководители.


Рабочий план реализации Программы.

Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационная работа.

- Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;

- Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п.

- Составление и утверждение календарного плана работы музея.

-Создание или обновление состава Совета музея.

С 2011 г.

Ежегодно

2.

Работа с фондами школьного музея.

- Инвентаризация имеющихся музейных предметов..
- Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение

- Обработать воспоминания участников об участниках ВОВ и начать создание Книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»

- Создание архива музея в электронном варианте;
- Создание картотеки музейных предметов.

2011-2012г.

С 2011г. Постоянно.

2011г.

С 2010г.

С 2011г.

3.

Поисковая работа.

- Работа в районном и городском архивах.

- Работа в городской библиотеке.

- Работа в районном отделе ЗАГС.

- Работа с документами в районной и городской администрации

Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

- Поиск материалов и документов об учителях и директорах погибших в годы ВОВ.

- Поиск бывших учителей, выпускников школы, переписка с ними.

- встреча с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране.

Ежегодно

4.

Оформление экспозиций и разделов музея.

1. Летопись Великой Отечественной войны…

- «Герои Советского Союза – наши земляки»

- «Участники трёх войн» - о ветеранах войны ….

- Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»

- 2. История школы:

- «Школа в годы войны»

«История школы в 50е годы»

- «История школы в 60е годы»

- «История школы в 70е годы»

- Альбомы по истории школы

- Летопись школы: праздники и будни.

3. История в лицах… (это учителя, ученики)

«Герои нашего времени»

- Выпускники школы

- Классные летописи

4. «Традиции провинциальной старины»

- предметы быта

- утварь

- одежда

- фотографии

5. «Истоки нашей духовности»

2011-2012уч.г.

Ежегодно

2011 -2012

2012-2013

2013-2014

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

2011-2012

2011-2012

2011-2012

Ежегодно


С 2012

2012-2013

2013-2014

Ежедневно


С 2011 года

5.

Просветительская работа.

1. Проведение экскурсий и бесед по темам:

- История школы

- Летопись Великой Отечественной войны

- Воины - интернационалисты

- Русская изба

- Старинные деньги

2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

- Вечер встречи выпускников,

- День согласия и примирения,

- День Конституции,

- День воина – интернационалиста,

- День Победы,

- Акция «Подарок солдату»,

- Вечер «За честь школы»,

- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны

- научно-практическая конференция, краеведческая олимпиада

- конкурсы исследовательских работ

3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея.

4. Размещение информации на сайте.

5. сотрудничество со школьными музеями школ района и города.

Ежегодно

По заявкам

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Март 2013г

2014 г.

В течении года

6.

Исследовательская деятельность учащихся.

Подготовка и написание докладов и рефератов по темам:

- История школы в годы Великой Отечественной войны

- Летопись Великой Отечественной.

- Великая Отечественная война в истории моей семьи

- «Герои нашего времени»

История школьного музея




2011-2012

2012-2013

2012-2013

2012- 2014

2014-2015


Переписка музея:

с выпускниками школы, членами краеведческого кружка, ветеранами ВОВ и их родственниками

По мере необходимости.

7.

Методическая работа.

Создание методических рекомендаций:

- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала

- Тематическое планирование элективного курса «Музей и дети» (10 часов).

- Тематика классных часов по материалам школьного музея.

Выступление на МО «Исследовательская деятельность учащихся».

Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея:

- «Никто не забыт, ничто не забыто!»

- «Жизнь пройти не поле перейти…»

- «Счастье себя стране отдать»

- И не помнить об этом нельзя»

- история Школьного музея

- История школы

- история в лицах (по мере поступления материала)

Создание буклетов-брошюр по экспозициям школьного музея.


2012

Обновление ежегодно

С 2012 г.

Ежегодно с 2011г.


2013-2015г

Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.

Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.

Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ.

5. Наличие совета музея

Возглавляет работу музея его совет. В состав совета входят директор школы, учителя истории, библиотекарь, классные руководители, представители обучающихся, которых выдвигают в начале года коллективы классов. Совет музея собирается 2-3 раза в год, определяет перспективы деятельности музея, координирует её с работой по туризму, планирует работу на год. В плане определяется исторический подход, события подлежащие исследованию, способы сбора и обработки информации, методы вовлечения школьного коллектива в изучении той или иной темы, конкретизируется работа совета музея, распределяются обязанности среди членов совета.

6. Связь школьного музея с научными, государственными и общественными организациями

Работа музея строится в соответствии с программой « Школьный музей». Большую помощь оказывает городской совет ветеранов. За рекомендациями по вопросам хранения, размещения, организации члены совета музея обращаются в краеведческий музей г. Моршанска. Школьный музей поддерживает связь с музеями ОУ города, обменивается опытом. В рамках ресурсного центра гражданского и патриотического воспитания школьный музей осуществляет сетевое взаимодействие с другими ОУ.

7. Фамилия, имя, отчество руководителя музея, занимаемая должность

Руководит работой музея Сидорина Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания.