МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

ТАМБОВСКАЯ ОБЛ.

г. МОРШАНСК.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЁТ

 

О закрытии экспериментальной площадки

«Организация здоровьесберегающей деятельности

в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема эксперимента:

«Организация здоровьесберегающей деятельности в школе».

 

 

 

Юридический адрес: Тамбовская обл.,

г. Моршанск,

ул. Крупской, д.13.

 

Адрес для переписки: 393950

Тамбовская обл.,

г. Моршанск,

ул. Крупской, .13.

 

е-mail: morsosh4@yandex.ru.

 

 

Руководитель ОУ: Рахматулина Надежда Алексеевна

 

 

Руководитель экспериментальной площадки:

Максимова Наталья Владимировна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема ОЭР: «Организация здоровьесберегающей деятельности в начальной школе»

 

База ОЭР: МОУ «СОШ № 4» г. Моршанска

 

Руководитель: зам. директора по УВР Максимова Наталья Владимировна,

 

Актуальность проблемы: Здоровье детей определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

 

Основные теоретические положения:

Акцент в начальной школе должен быть сделан на формирование мотивации у детей и родителей на ЗОШ (здоровый образ жизни). Содержание образования должно быть приведено в соответствие с возрастными особенностями детей, обучающихся в ОУ, и ориентировано на систематическое использование здоровьесберегающих моментов во всех элементах учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

 

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на I cтупени СОШ № 4

 

Предмет исследования: процесс организации и оценка здоровьесберегающей деятельности в начальной школе.

 

Гипотеза исследования: Процесс организации здоровьесберегающей деятельности в начальной школе будет эффективным если:

 

-Всеми учителями начальной школы будут использоваться элементы методики В. Ф.Базарного, проводиться физ.минутки.

-Будет увеличена двигательная активность детей в рамках образовательного процесса.

-Если у учащихся и родителей будет сформирована устойчивая мотивация «на здоровье».

-Определены психолого-педагогические условия организации здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе.

 

Цель исследования: Всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровне физической культуры личности младшего школьника.

 

Задачи:

Формировать устойчивую мотивацию «на здоровье».

Обучать основам здорового образа жизни.

Разрабатывать и внедрять педагогические рекомендации, программы по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.

Организовывать и проводить пропагандистскую работу по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни.

Формировать банк данных методических разработок, педагогических технологий.

 

Участники.

Творческая группа учителей начальных классов: Галкина А.В., Розниченко Н.В., Сафонова М.В., Фокина И.В., Борисова Е.В., Нестерова Р.Н., Зайцева О.А.

Большую помощь в экспериментальной деятельности оказывал педагог- психолог Поляков Г.А., медсестра СОШ № 4 Курносова Т.В.

Главными методами исследования являются:

Изучение научно-методической литературы и нормативно- правовой документации по теме эксперимента.

Наблюдение, анкетирование, диагностика, беседы

 

 

 

 

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы..."

В. А. Сухомлинский

 

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Педагогический коллектив нашей школы чётко осознаёт, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей детей. Перед учителями была поставлена цель – создать для детей наиболее благоприятные условия, позволяющие сохранить. Улучшить здоровье учащихся и обеспечить успешность их обучения. В связи с этим в 2007-2008 учебном году на базе школы начала действовать экспериментальная площадка, которая закончила свою работу в текущем учебном году.

В соответствии с главными целями экспериментальной площадки был разработан план мероприятий. В течение всего функционирования экспериментальной площадки план успешно реализовывался. Работа по эксперименту начиналась с изучения теоретических вопросов по данной теме. Далее учителя знакомились с практическими советами, опытом работы в данном направлении учителей-практиков. Особое внимание уделялось изучению и внедрению в учебно-воспитательный процесс методических рекомендаций доктора В.Ф.Базарного. В работе использовались методическая литература «Здоровьесберегающие технологии» автора В.И.Ковалько, «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» Г.Н. Тростанецкая, «Здоровьесберегающие технологии» И.В.Чупаха, «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и щколы» Н.К. Смирнова и др.

В начале учебного года в 1- 4 классах проводились диагностика состояния здоровья (на основе медицинских карт) и диагностика уровня психических процессов в 1-х классах. Родителями первоклассников предлагалась «Анкета для экспресс-оценки состояния здоровья ребёнка». Анализ анкет, заполненных родителями, помогли врачу педиатру, курирующему СОШ №4, в оценке здоровья учеников и учителям физкультуры, чтобы правильно построить индивидуальную работу с ребёнком.

Учителя вместе с детьми заполняли диагностические листы «Я расту», где фиксируются рост, вес, окружность грудной клетки, стопа ноги, кисть руки. По цифровым данным можно проследить динамику роста каждого ученика.

Для проведения мониторинга состояния двигательных умений и навыков учителя заполняли диагностические карты, которые помогают отслеживать развитие этих умений по 10 направлениям. Состояние двигательных умений и навыков определялось по 4 уровням. Самый высокий уровень «научи другого» к концу эксперимента показали

 

1.Беговые упражнения – 41% учащихся

2.Прыжки в высоту – 22%

3.Упражнения в равновесии – 34%

4. Метание на дальность – 32%

5. Метание в цель – 26%

6.Прыжки через скакалку – 31%

7. Прыжки в длину – 39%

8.Строевые упражнения – 27%

9.Лазание по гимнастической стенке – 36%

10.Общеразвивающие упражнения – 42%

 

При организации образовательного процесса в МОУ «СОШ № 4» используются следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Оптимальный двигательный режим.

  2. Рациональное питание.

  3. Концепция В. Ф. Базарного (режим динамических поз, зрительно-координационные тренажёры, занятия в режиме зрительного горизонта и подвижных объектов, увеличение резерва зрения).

  4. Нетрадиционные виды гимнастик (пальчиковая, звуковая, гимнастика для глаз).

  5. Точечный массаж.

  6. Психоэмоциональные технологии (физминутки, релаксация, упражнения для развития межполушарных связей).

  7. Фитононогальванизация.

  8. Адаптивная физкультура.

Таким образом, использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся.

Психологом школы разработаны коррекционно-развивающие программы по формированию у детей эмоциональной стабильности и положительной самооценки «Узнай себя» для учащихся 1 классов и «Радость каждый день» для второклассников. Занятия по этим программам проводились ежемесячно.

В системе дополнительного образования СОШ № 4 проводились занятия объединения «Основы школы здоровья» (9 групп).

Для летнего пришкольного лагеря разработана и внедрена программа «Путь к здоровой жизни».

Учителями был собран и оформлен материал по применению нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, таких как пальчиковая гимнастика, звуковая гимнастика, рефлексотерапия (точечный массаж), психоэмоциональные технологии (рефлексация, упражнения для развития межполушарных связей).

Была оформлена подборка комплексов упражнений для профилактики сколиоза, плоскостопия, миопии, ОРВИ и гриппа.

Следуя плану экспериментальной работы, были разработаны и проведены внеклассные мероприятия по теме «Я моё здоровье», направленные на профилактику вредных привычек, на развитие навыков соблюдения личной гигиены, режима дня, на развитие мотивации на ведение здорового образа жизни. Мероприятия были, как общешкольного уровня, так и уровня классного коллектива. Весь материал по внеклассной работе был собран и систематизирован. Особенно можно выделить такие мероприятия. Как «Праздник Здоровья. Румяные щёчки», «В поликлинике доктора Пилюлькина», «Чтоб здоровым вечно быть, нужно спорт всегда любить».

Каждая параллель начальной школы работала два последних года над среднесрочными проектами по здоровьесберегающим технологиям.

2008/2009.

1класс. «Помощники здоровья». В результате работы над проектом были созданы минитренажёры для ступней ног, ладоней, глаз и для дыхания.

2 класс. «На зарядку становись!». Результатом явился комплекс общеразвивающих упражнений «Весёлая гимнастика».

3 класс. «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу». Продуктами проекта стали доклады по теме «Наше питание», подборка загадок по теме «Гигиена», выставка рисунков «Физкульт – ура!», разработка «Режим дня младшего школьника».

4 класс. «Безопасность на воде круглый год». В результате реализации проекта была создана электронная презентация «Правила поведения на воде летом и зимой на льду», подготовлены доклады по теме.

2009/2010.

1 класс. «Правильная осанка – залог здоровья и красоты». Продуктами проекта стали буклет с упражнениями для формирования правильной осанки и презентация «Влияние осанки на здоровье ученика».

2 класс. «Уроку час. Физкультуре – минутка».В результате проекта были созданы сборник упражнений проведения физминуток на уроках и фотовыставка разновидностей проведения физминуток.

3 класс. «Ласковое солнышко, чистая вода-здоровье укрепить помогут нам всегда».В результате проекта были разработаны правила закаливания солнцем и водой. Которые нашли своё отражение в буклете и электронной презентации.

4 класс. «По лесным тропинкам». В результате работы над проектом была создана книжка-малышка «Как правильно сходить в поход», памятки для туристов и родителей, разработана игра «Находчивый турист».

В мае 2009 и 2010 г. проводились «Недели здоровья», которые включали в себя конкурс коллажей «Мы за здоровый образ жизни!», конкурс рисунков на тему «Мы против курения!», защиту проектов по параллелям, проведение «Весёлых стартов» и заключительное общешкольное мероприятие.

Отчёт о работе экспериментальной площадки СОШ № 4 по формированию навыков здорового образа жизни у школьников был заслушан на выездном заседании городского родительского Совета.(2008г.)

В течение деятельности экспериментальной площадки были проведены семинары школьного уровня:

2008г. «Подведение первичных итогов экспериментальной работы и ее коррекция»,

2009г. «Организация здоровьесберегающей деятельности – как способ сохранения здоровья учащихся и повышения качества знаний».

2010г. «Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

В 2009 г. прошёл совместный семинар – практикум с ДОУ № 19 на тему «Использование тестов и методик в диагностике эмоционального развития ребёнка»

В рамках общегородского семинара по воспитательной работе в 2008/2009 г. на базе СОШ №4 учитель 3 «Б» класса Сафонова М.В. показала открытое внеклассное мероприятие в форме КТД по теме «Мы и наше здоровье».

В 2009/2010 учебном году на городском семинаре по внедрению проектных технологий в начальное звено школы был дан открытый урок технологии во 2 «б» классе Нестеровой Р.Н. по теме «Помощники здоровья» .

Проводилась работа и с родителями. Была организована работа общешкольного лектория, где каждый учитель прочитал лекцию по пропаганде здорового образа жизни. Проводились беседы на данную тему и на классных собраниях. Разработки лекций, бесед, анкет и памяток для родителей также собраны и систематизированы.

Укрепляя материально – техническую базу, администрацией школы была приобретена мебель: 30 парт регулируемых по росту учащихся для двух кабинетов. Были изготовлены подставки под ноги (25 шт.) для учащихся 2 – 3 классов. Во все кабинеты начальных классов куплены новые доски. Так же изготовлены конторки, приобретены и изготовлены массажные коврики. Проводится постоянный контроль за санитарным состоянием школьных помещений. По мере возможности пополняется спортинвентарь. Ежегодно проводится акция «Зелёный друг» по озеленению кабинетов.

.

Положительными итогами работы можно считать:

  1. Стабильные результаты успеваемости и качества знаний учащихся. Успеваемость стала 100%, качество возросло на 4%.

  2. Снижение показателей уровня заболеваемости ОРЗ.

  3. Показатели здоровья остаются в основном стабильными, ухудшение по отдельным параметрам происходит за счёт вновь прибывших детей и первоклассников.

  4. Улучшение результатов двигательных умений и навыков.

  5. Возрос уровень вовлечения детей во внеклассные мероприятия и в работу системы дополнительного образования.

  6. Высокий уровень просветительской работы среди детей и родителей.

  7. В школе сложилась благоприятная психологическая обстановка.

  8. Увеличилось количество детей, охваченных горячим питанием.

  9. I место в рейтинге ОУ г. Моршанска по разделу «Здоровье детей и подростков»