1. Информационная справка

1.1.История школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение № 4 была основана в 1939 году. Во время Великой Отечественной войны в здании школы размещался госпиталь. В 1956 году к основному зданию школы была сделана пристройка, в которой разместились актовый зал и мастерские. В 1983 году был построен спортивный зал, а в 1998 году – трехэтажная пристройка для начальных классов. Во все годы в школе работало много творческих профессионально-грамотных учителей, таких как завуч школы Ляпин Н.Н., награжденный медалью имени К.Д. Ушинского, представлявший работу школы в Академии Педагогических наук и Министерстве Образования СССР, Фролова Л.А. И Васина К.И, награжденные орденом знака Почета. Всего государственными наградами за все годы работы школы было отмечено 17 учителей. Два учителя получили звание Заслуженный учитель РФ, один – отличник просвещения СССР, 19 – отличник народного образования РФ.

Двадцать три года с 1963 по 1986 школой руководил ветеран Великой Отечественной войны, отличник просвещения СССР почетный гражданин г. Моршанска Лисютин В.В. За время своего существования школа выпустила из 10-11 классов -3119 юношей и девушек, а из 7(8,9) классов 7477 человек. При этом курс средней школы закончили с золотой медалью – 79 человек,

с серебряной медалью – 117 человек.

Все годы работы педагогический и ученический коллективы школы не только шли в ногу со временем, но и часто опережая его, являлись первооткрывателями интересных и полезных дел. Об этом свидетельствую т многочисленные награды:

1942 г. – награждение переходящим Красным Знаменем;

1949 г. – представляя опыт своей работы, а также лицо школы учитель математики Ляпин Н.Н.. выступал в Москве в Академии Педагогических НАУК, а в Министерстве Просвещения экспонировался материал о школе;

1964-1966 г. – за лучшую художественную самодеятельность вручено Розовое Знамя искусств;

1967 г. – за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения вручено памятное знамя;

1964-1970г. – победитель в соревновании «Лучшая пионерская дружина». «Лучшая комсомольская организация»;

Более 20 раз школа была победителем соревнований по подготовке к новому учебному году

1986-2002 г. – команда футболистов школы «Алые паруса» - победитель первенства города «Кожаный мяч»;

1990 г. – первое место в городском фестивале искусств «Мой город родной»;

2000 г. – детская организация «Коммунар» за активное участие в областной акции «Древо памяти», посвященной 55-летию Победы в Великой Отечественной войне награждена дипломом;

2001 г. – диплом за работу по патриотическому воспитанию и успешную подготовку к празднованию 60-летию обороны Москвы.;

2000-2002 гг. – почетной грамотой за успешную подготовку старшеклассников к городским предметным олимпиадам;

2002 г. – переходящий кубок за работу детской организации «Коммунар»

2004 г. _ Ломов Константин – призер областных олимпиад по биологии и экологии.

2005 г. _ Шпякина Анна - призер регионального конкурса «Журналистика» и научно – практической конференции «Грани творчества».

Ученики школы призеры областных конкурсов «Шахматы», «Природа и фантазия».

2006 г. _ Мамонов Денис – призер областного литературного конкурса «Вместе с книгой мы растем», конкурса сочинений «Любимая книга о Великой Отечественной войне».

Еркнапешян Асмин – призер областного конкурса «Журналистика».

Ученики школы призеры областного конкурса по экологии.

Егорев Дмитрий – победитель областного конкурса «Письмо губернатору».

2007 _ 2008 г. – Черкасова Е. А. победитель городского конкурса «Лучший библиотекарь года», победитель регионального этапа I Всероссийского конкурса школьных библиотек «Открывая книгу, открываем мир» в номинации «Годовой цикл мероприятий по теме «История моей страны».

Баранова Н. С. – учитель информатики получила диплом II степени за работу «Исследование движение тела в гравитационном поле Земли» в сетевом конкурсе электронных учебно-методических материалов среди работников образовательных учреждений Тамбовской области и других регионов Российской Федерации.

1.2.Особенности школы

Традиции школы

    1. Материально-техническое обеспечение школы

МОУ «СОШ № 4» находиться в г. Моршанске, Тамбовской области. В 1998 году к основному зданию были пристроены 6 кабинетов для занятий учащихся начальной школы.

В школе имеется спортивный зал, кабинет ритмики, актовый зал, приспособленная столовая на 50 посадочных мест, 1 швейная и 1 столярная мастерские, оснащенные оборудованием на 60%, библиотека с общим фондом 21386 экземпляров. В школе 20 учебный кабинет, 1 оборудованный кабинет для изучения правил дородного движения, две учительские, кабинет директора, кабинет воспитательной работы и детской школьной организации, две лаборатории физическая и химическая, гардеробная, раздевалка для девочек и мальчиков, подсобные помещения, 1 кабинет информатики, оснащенный 6 компьютерами. 1 кабинет методической и психологической службы, 1 медицинский кабинет, 1 прививочный кабинет. В шести кабинетах необходимо заменить аудиторские доски. Некоторые кабинеты нуждаются в частичной замене мебели.

В школе поддерживается световой, тепловой режим, согласно санитарным нормам. Ежегодно в школе проводится косметический ремонт. В 2006 году был оборудован прививочный кабинет (подведен водопровод и канализация).

В2007 году была проведена замена кровли основного здания площадью 250 кв. м.

В школе имеется 9 компьютеров, одна, одна видеокамера, два музыкальных центра, два DVDпроигрывателя, четыре магнитофона, три видиеомагнитофона, 5 пианино, два музыкальных синтезатора, один видеопроектор, один фотоаппарат, четыре принтера,1 ксерокс и 1 сканер.

В 2006 году школа была подключена к локально сети «Интернет». В том же году школа была оснащена автоматической системой пожарной сигнализации. Были приобретены 4 пожарных рукава, и доукомплектован набор огнетушителей.

В 2006 году была проведена пропитка чердачных помещений

В 2007 году частично было восстановлено ограждение школы. Для полной безопасности школы необходимо завершить ее восстановление, а также установить систему оповещения и видеонаблюдения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, установить осветительные мачты на территории школы.

В будущем планируется оборудование спортивной площадки.

Школа нуждается в дальнейшей информатизации учебного процесса. Необходимо приобретение нового компьютерного оборудования, обновление учебно-наглядных пособий. Планируется ремонт фасада школы.

    1. Кадровое обеспечение школы

Всего педагогических работников 42 чел.:

9 - учителей начальных классов;

26 – учителя-предметника;

1- педагог-психолог;

1 – совместитель;

4 – администрация школы;

1 – воспитатель ГПД;

1 – старшая вожатая.

[image]

[image]

16 педагогов – выпускники СОШ № 4.

1 педагога имеют нагрудный знак «Почётный работник общего образования».

1 педагог награжден знаком «Отличник народного образования РСФСР»

1 педагог награжден почетной грамотой Министерства Образования РФ

Возрастной состав кадров

[image]

    1. Сведения об обучающихся и режим работы школы.

По состоянию на 1.09.2007 года в школе обучаются 534 человека, из них 1 –обучается на дому (9 «В» класс).

Всего 23 классов-комплектов

Из них 21 класс обучается в первую смену, 2 класса – во вторую.

Начало занятий первой смены в 8.30, второй смены – в 13.30.

Продолжительность уроков – 45 минут

Школа работает в 6-ти дневном рабочем режиме обучения для II и III ступени, для I ступени – 5-ти дневная рабочая неделя.

I ступень обучения

1-ые классы – 2

2-е классы – 2

3-и классы – 2

4-е классы – 4

Всего на первой ступени обучается -9 классов-комплектов

II ступень обучения

5-е классы – 3

6-е классы – 2

7-е классы -4

9-е классы -3

Всего на второй ступени – 12 классов-комплектов

III ступень обучения

10-е классы – 1

11-е классы -1

Всего на второй ступени – 2 класса-комплекта

1-4 класс

5-9 классы

10-11 классы

Количество девочек

Количество мальчиков

208

279

47

265

269

Сведения о состоянии здоровья обучающихся, по физкультурным группам

Основная

Подготовительная

Специальная

Освобождены от физкультуры

81, 3 %

16%

2, 4%

0, 3%

Сведения о состоянии здоровья обучающихся, по группам здоровья

I.

II.

III.

IV.

8,7%

73%

17%

1,3%

Состояние здоровья обучающихся школы.

[image]

Анализ видов заболеваний обучающихся.

[image]

Сравнительный анализ показателей здоровья учащихся

МОУ «СОШ №4» по параллелям за 2006-2007 год.

Начальные классы

[image]

[image]


Классы среднего звена

[image]

[image]


Старшие классы

[image][image]

1.6. Социальный паспорт школы

Характеристика социума

Школа № 4 расположена в северной части города Моршанска, жилой фонд которой представлен преимущественно индивидуальной частной застройкой, при этом в школе учатся дети (6,3%) из района МСО, который расположен в отдалении, и учащимся приходится добираться до школы 20-30 минут

Социальный состав родителей разнородный, большую часть составляют рабочие

[image]

Образовательный статус родителей

Образование

количество

Высшее

22,7%

Незаконченное высшее

2,6%

Среднее

16,3%

Среднее специальное

58,4%

Социальные связи школы

Школа работает в тесном контакте с учреждениями

  1. Среднего специального образования - строительным колледжем;

текстильным техникумом; профессиональным лицеем № 11;

  1. С учреждениями культуры: городской дом культуры;

городская детская библиотека;

музыкальная школа;

художественная школа;

  1. С учреждениями дополнительного образования: центр дополнительного образования детей,

центр развития детского творчества «Кристалл».

1.7. Состояние воспитательной работы и дополнительного образования

Целевая направленность воспитательной системы МОУ «СОШ №4» – формирование личности и ее ориентация в процессе обучения и воспитания на такие нравственные ценности, как семья, Отечество, труд, знания, культура, творчество.

Приоритетными направлениями воспитательной работы СОШ№4 являются:

1. Патриотическое воспитание.

2. Художественно – эстетическое воспитание.

3. Нравственно-правовое воспитание.

4. Трудовое воспитание.

5. Спортивная работа.

6. Экологическое воспитание.

7. Охрана прав детства.

8. Организация детского коллектива.

Воспитательная работа школы строится по коммунарской методике И. П. Иванова. Основное средство этой работы коллективные творческие дела (КТД). У школы есть свой девиз, символика, законы, коммунарские песни. В школе, со 2-11 класс создаются разновозрастные команды, которые участвуют в общешкольной многофункциональной игре «Мельница». С командой сотрудничают вожатые и классные руководители. В каждом триместре проводятся коммунарские дела и сборы, с учетом выбранных направлений воспитания, таких как:

-интеллектуальное;

- художественно-эстетическое;

- спортивное;

- трудовое.

Уже стали традиционными такие КТД, как: «Город мастеров», «Колесо истории», «Калейдоскоп искусств», «Следопыты», «Экологическая тропа».

Школой подготовки детского актива является работа ежегодного палаточного летнего лагеря на берегу реки Цны. В лагере проводятся свои традиционные КТД: «Берендеевская ночь», «День Нептуна», «Сказка на новый лад», походы и трудовые дела.

В школе проводится диагностика воспитательного процесса, с помощью которой выявляется факт включенности детей в мероприятия и степень участия в них, отношение школьников к проведенному мероприятию, их интересы и склонности.

Охват мероприятиями обучающихся.

[image]

Усилиями педагогического коллектива школы:

-создан максимально благоприятный климат для учащихся в школе;

-созданы подсистемы педагогического поиска и руководства воспитательным процессом школы (методическое объединение классных руководителей, совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социально-психологическая помощь, родительские комитеты классов, школьный Управляющий совет);

-совершенствуется и развивается детско-юношеская организация «Коммунар».

Учащимся представлены следующие виды дополнительных услуг:

-спортивно-оздоровительные;

-развивающие.

В школе успешно осуществляет свою деятельность детско-юношеская организация «Коммунар». С 1999 года детская организация «Коммунар» является полноправным членом Союза детских организаций Тамбовской области.

Организация имеет свою символику: флаг, галстук, эмблему, гимн, коммунарские песни.

Имеет свой девиз: «Каждое дело творчески - иначе зачем». Организация имеет свой устав и законы, по которым живут члены детско-юношеской организации.

Действующий орган самоуправления - школьный Парламент. Возглавляет Парламент председатель. Заседания школьного Парламента проходят каждую среду. В состав Парламента входят председатель, заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая.

Школьный Парламент состоит из двух палат: верхняя палата (обучающиеся 9-11 классов) и нижняя палата (обучающиеся 5-8 классов).

Верхняя палата - Совет актива осуществляет законодательную власть в ДО:

- принимает законы о выборах в Совет

- выбирает председателя Совета

- продумывает КТД на каждую четверть

- подводит итоги проведенных дел

- награждает наиболее активных членов ДО

- являются активными участниками школьных и городских мероприятий

- проводят целенаправленные рейды.

Нижняя палата – Детская Дума является исполнительным органом:

- реализует план намеченных мероприятий

- принимает активное участие в обсуждении предстоящих мероприятий

- является постоянным участником всех проводимых мероприятий.

Члены школьного Парламента распределяют между собой работу по организации воспитательной работы в школе.

Председатель следит за выполнением обязанностей членов Парламента, организует правильную работу коллектива, утверждает постановления членов Парламента.

Заместитель председателя выполняет функции председателя в его отсутствие. Является главным советником председателя, организует заседания членов Парламента.

  1. Ответственные за трудовой сектор организуют Дни труда, работу тимуровских отрядов, ведут «разведку добрых дел» ( выявляют лиц, нуждающихся в помощи ), контролируют шефство над детским садом и детскими домами.

  2. Ответственные за культурно-массовый сектор организуют проведение вечеров, конкурсов, дискотек, линеек, традиционных праздников.

  3. Ответственные за спортивный сектор помогают учителям физической культуры в проведении Дней здоровья, спортивных мероприятиях, игр, смотров, сборов, помогают проводить профилактические беседы о здоровом образе жизни.

  4. Ответственные за эколого-туристический сектор следят за чистотой и дисциплиной в школе, организуют экологические субботники, выступления по защите окружающей среды, походы.

  5. Ответственные за сектор журналистики контролируют выпуск общешкольной газеты «Большая перемена», сотрудничают с газетами «Школьные истины», «Согласие».

Заместитель директора по воспитательной работе и старшая вожатая играют координирующую роль: вносят предложения, участвуют в голосовании.

Согласно закону РФ «Об образовании» обучающиеся, их родители, работники образовательного учреждения имеют право на участие в управлении образовательным учреждением. Порядок управления образовательным учреждением указывается в Уставе МОУ «СОШ №4», в уставе детско-юношеской организации «Коммунар».

Школьный орган самоуправления - парламент, взаимодействует с педагогическим советом.

Цель проведения- коллективно выработать управленческие решения по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива и педагогического коллектива по той или иной проблеме.

Содержание совместной деятельности:

- заслушивание отчетов о работе школьного парламента;

- изложение результатов проделанной работе;

- участие в принятии управленческого решения по проблеме.

Члены парламента входят в состав Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Члены парламента участвуют в выявлении причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению антиобщественных действий несовершеннолетними, в рассмотрении материалов на обучающихся, не выполняющих правила Устава общеобразовательного учреждения.

Участвуют в разработке и выполнении мероприятий, направленных на выполнение требований Федерального закона от 24.06.1999г. №120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

На расширенных заседаниях школьного парламента совместно планируются мероприятия и раздаются конкретные поручения и задания по классам.

Активно школьный парламент взаимодействует с учреждениями дополнительного образования: ЦДОД, ДЮСШ, ЦТИ «Кристалл». Проводят совместные праздники, конкурсы, соревнования, конкурсы. Члены школьного парламента посещают «Школу актива» городской детской организации «Радуга».

Деятельность детско-юношеской организации «Коммунар» за все время существования признана успешной.

Выпускники школы побывали на ассамблеях СДО города Тамбова, защищали честь детской коммунарской организации в пионерском лагере «Орленок».

В 2002 году детская организация «Коммунар» была награждена дипломом и переходящим кубком, как лучшая ДО года.

2005/06 году заняла 3 место в проекте «Довузовские гонки».

2006/06 году заняла 2 место в смотре-конкурсе комнат ДО, 2 место в Неделе экологической безопасности, 2 место в мероприятие «А ну-ка, парни».

На базе школы организована работа 13 кружков финансируемых из средств образовательного учреждения по направлениям:

- физкультурно-спортивные-2

- художественно-эстетические-3

- туристско-краеведческие-1

- естественнонаучные-7

Организована работа 7 кружков финансируемых из средств учреждений дополнительного образования по направлениям:

- физкультурно-спортивные-4

- художественно-эстетические-2

- туристско-краеведческие-1

Данные дополнительные образовательные услуги осуществляются специалистами МОУ, специалистами учреждений дополнительного образования Дома детского творчества, ДЮСШ, имеющими высшее специальное образование и соответствующую квалификацию.

Кружковая работа предусматривает деятельность учащихся 1-11 классов. В группах по 15 человек. Занятия проходят 1-2 раза в неделю.

В школе созданы необходимые условия для проведения дополнительных услуг:

Для полного оказания дополнительных образовательных услуг материально-техническая база недостаточно обеспечена.

Охват обучающихся кружковой работой по ступеням:

1-4 классы – 100%

5-8 классы – 69%

9-11 классы – 75%.

Общий охват учащихся дополнительным образованием составляет – 62%.

В начале сентября каждого учебного года в школе составляется «Банк данных» на обучающихся, которые входят в «группу риска». Разработана и утверждена на учебный год Комплексная целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. Утверждены и согласованы с начальником ГОВД «Совместный план работы МОУ «СОШ №4» и ПДН по предупреждению детской безнадзорности и преступлений на учебный год», план-график проведения рейдовых мероприятий «Родительский патруль» на учебный год.

Разработан совместный план работы заместителя директора по воспитательной работе, школьного психолога с учащимися по профилактике правонарушений.

Работу с детьми девиантного поведения, неблагополучными семьями осуществляет Совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, школьный Управляющий совет.

Ежемесячно проводятся рейды на дом, рейд «Подросток» (дежурство в вечернее время в местах пребывания учащихся), еженедельные индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на учете в ПДН, КДН и ЗП, внутришкольном контроле.

В школе имеется план мероприятий по профилактике правонарушений, преступности, антиалкогольному, антинаркотическому воспитанию.

Направления работы школы по профилактике правонарушений:

  1. Профилактическая работа: тематические классные часы, внутришкольный контроль, индивидуальная работа, текущий контроль успеваемости и посещаемости, работа «Совета профилактики», организация школьных праздников, взаимодействие с внешкольными учреждениями, совместная работа с ПДН, КДН и ЗП , отделом опеки и попечительства.

  2. Организация досуговой деятельности: спортивные секции, занятия в кружках, в городской системе дополнительного образования, проведение вечеров, посещение ГДК, кино, вовлечение в деятельность школьной детской организации «Коммунар».

  3. Работа с родителями: экскурсионно-туристическая деятельность, посещение на дому, проведение родительских собраний, педагогических всеобучей, совместное проведение школьных праздников, психолого-педагогические консультации по проблемным вопросам, рейды по микрорайону школы, индивидуальные беседы.

  4. Правовой всеобуч: работа по выполнению прав и обязанностей обучающихся, изучение Устава школы, изучение конвенции ООН о правах ребенка, встречи с юристом, беседы с инспектором ПДН.

  5. Каникулы: проведение спортивных соревнований, трудовой десант по ремонту школьной мебели и школы, организация отдыха обучающихся девиантного поведения, трудоустройство, вовлечение в систему дополнительного образования.

  6. Социально-психологическая служба: социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения, психолого-педагогические консультации для родителей, социально-педагогическая помощь учителю в работе с детьми, проведение тренинговых занятий с детьми девиантного поведения.

  7. Работа с классными руководителями: формирование банка данных о детях и семьях, индивидуальная работа, совещания, семинары, МО классных руководителей, инструктивная работа.

Благодаря совместной деятельности за последние три года произошло снижение правонарушений, совершенных учащимися школы. Этому способствовали активизация работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, активная работа общешкольного родительского комитета, совершенствование деятельности школьного психолога.

2003/2004

2004/2005

2005/2006

Совершили преступления

-

-

-

Совершили правонарушения

-

3

1

Состоят на учете ПДН

-

3

1

Состоят на учете КДН

-

-

-

Состоят на внутришкольном контроле

11

26

9

Ежегодно проводятся совместные мероприятия с учреждениями дополнительного образования, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса.

Традиционными стали совместные мероприятия:

- Месячник по наркомании;

- Месячник по военно-патриотическому воспитанию;

- Месячник экологической безопасности.

Систематически проводятся совместные мероприятия: конкурсы рисунков, развлекательные мероприятия, патриотические акции, выставки декоративно-прикладного творчества, праздники для младших школьников, обучение актива «Школа актива».

1.8. МОНИТОРИНГ

УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

за 2004 – 2007 гг.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

2-е классы

[image]

3-и классы

[image]

4-е классы

[image]

ЧТЕНИЕ

[image]

РУССКИЙ ЯЗЫК

[image]

МАТЕМАТИКА

[image]

СРЕДНЕЕ И СТАРШЕЕ ЗВЕНО

Русский язык[image]

Литература

[image]

Гугучкина Е.Н.

Русский язык

[image]

Литература

[image]

Босова Н.Н.

[image]

[image]

Егорева А.В.

[image]

[image]

Мамонова С.И.

[image]

[image]

Махонина Н.А.

[image]

[image]

Математика

[image]

[image]

[image]

Морозова Н.А.

[image]

[image]

[image]

Рахматулина Н.А.

[image]

[image]

[image]

Сафонова А.В.

[image]

[image]

[image]

Черняева И.В.

[image]

[image]

[image]

Биология

[image]

Рыбина И.В.

[image]

Химия

[image]

Киселева Л.В.

[image]

Рыбина И.В.

[image][image]

Информатика

1.9. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Технич. работники

Зам. директора по АХЧ

Библиотечно-информац. служба

Педагог-психолог

Эксп. площ. I ст.

Эксп. площ.III ст

МО ин. языков

МО эст. и трудов

МО нач. кл.

МО ест. наук

МО рус.яз и ист

МО матем и физ.

Руководитель МС

Школьный парламент

Классные руководители

Руководители кружков

Учителя-предметники

Учителя начальных классов

вожатая

Зам. директора по ВР

Зам. директора по УВР

ДИРЕКТОР ОУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ ОУ

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

ДИРЕКТОР ОУ

Руководитель Методического Совета

Психологическая служба

Библиотечно-информационная служба

Экспериментальная площадка

«Организация здоровьесберегающей деятельности в начальной школе»

Экспериментальная площадка

«Диагностико-технологический подход в условиях блочно-модульной системы обучения»

МО матема-

тики и

физики

МО рус. яз, литера-

туры, истории, обществ.

МО естествен.

цикла

МО нач. классов

МО музыки,

Труда, ИЗО,

Физкульт.

МО иностр. языков

2.1. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

СОСТОЯНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ

В условиях глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, приведение образовательной системы в соответствии с новыми общественными потребностями является существенной государственной проблемой и приоритетной социальной целью. Модернизация образовательной системы предполагает интериоризацию гуманистических ценностей, влияющих на взаимоотношения личности с окружающей социальной средой.

Анализ работы школы, методологических и философских разработок, проделанный нами, показывает, что эффективной программа качества образования любого уровня – от образовательного учреждения до государственного – может быть тогда, когда она опирается на фундаментальные представления о сущности социального функционирования и развития человека, т.е. в основе их – принцип человекоцентризма.

Образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требования адаптируется к ним, а с другой – активно создает для себя необходимые условия для вхождения в культуру общества сообразно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личностным установкам. Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это обеспечивается учебно-воспитательным процессом, основная функция которого - организация единого пространства познания и индивидуального развития.

Сегодняшняя социальная ситуация ставит перед школой новый социальный заказ. Обществу нужен выпускник, владеющий способами и средствами сохранения и развития себя как личности. Школа должна обеспечить овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне знаний, требуемом для профессиональной ориентации. Стране нужны личности, способные самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, владеть средствами и способами исследовательского труда.

Особые требования общество предъявляет гражданской ответственности и правовому самосознанию школьников.

В последнее десятилетие в образовании произошли большие изменения: появились разнотипные учебные заведения, разработан новый образовательный стандарт, к внедрению готовится стандарт второго поколения, стали более вариативными, гибкими формы, сроки, методы обучения. Важным субъектом образования теперь выступают родители, предъявляющие повышенные требования к качеству преподавания, активно участвующие в жизни школы.

Стала очевидной необходимость серьезной модернизации образования; образованию необходимо задать определенное направление, способствующее его гуманизации, дифференциации, вариативности.

Цели и ценности современной школы – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность, а для этого нужны особые условия.

В настоящее время школа имеет возможность самостоятельно проектировать педагогическую систему, вносить в нее изменения и корректировать их согласно своей программе развития.

Развитие школы – это процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прежними, показателями.

В традиционной системе доминирует фронтальная и индивидуальная ФОПД (формы организации познавательной деятельности), а с позиции социоприродной сообразности для человека наиболее важны парные и групповые формы коммуникаций, а значит и деятельности. Реализовать эти положения второго закона помогают прогрессивные педагогические технологии, которые осваивают передовые педагогические коллективы многих образовательных учреждений России и стран СНГ.

Необходимо учитывать при проектировании качества образования – закон сферной организации социума. Для формирования нормального социотипа человека, его жизнедеятельности необходим учет всех полисферных связей и отношений в системе образования. Это поможет сформировать личность адекватную развивающемуся социуму, человека без комплекса дезадаптаций. И конечно, здесь возникает зависимость между требуемым уровнем педагогической квалификации «педагога» и возрастом «ученика».

Параллельно должна идти эволюция системы управления качеством образования. Под управлением качеством образования мы понимаем целенаправленный, ресурсообеспеченный процесс взаимодействия управляемой и управляющей подсистем по достижению качеств прогнозируемых результатов образования. Сегодня происходит смена функциональной модели управления на оперативную по результатам деятельности. Усиливается общественная составляющая в управлении образовательным процессом через Управляющий Совет. В основе деятельности оперативного управления лежит не достижение заранее определенных целей, а обеспечение устойчивого развития школы посредством преодоления проблем, по мере их выявления и определения ресурсов для их решения. В этом случае эта модель становится по сути бизнес-процессом для конкуренции в системе управления образованием.

Смысл качества управления проблемными и бизнес-процессами заключается в эффективной быстрой реакции системы оперативного управления на запросы внешней и внутренней среды.

Конечным результатом образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы. Условием осуществления этих целей является сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья детей.

Решение этих задач затруднено в силу наметившихся негативных тенденций в образовательном процессе; в настоящее время наблюдается угроза падения показателей здоровья обучающихся в школе детей.

Здоровье – одно из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье – предпосылка к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.

2.2. Развитие школы определяют четыре основных фактора:

  1. Участники учебно-воспитательного процесса с их взглядами, возможностями, желаниями, стремлениями.

  1. Школьная образовательная система, ее компоненты: цели, модели структурных подразделений, учебные планы, программы, средства, методы.

  1. Культура организации: распределение функциональных обязанностей, нормы и правила, регулирующие учебно-воспитательный процесс.

  1. Окружающая среда – социальная и конкретная (экономическая ситуация, соседние школы, микрорайон, родители и т.д.).

Из всего вышесказанного можно выделить приоритетные проблемы школы по мере их значимости:

1. Создание эффективной модели управленческой деятельности;

2.Создание условий для обеспечения образования с учетом индивидуальных потребностей и особенностей учащихся

3. Создание необходимого кадрового обеспечения учебно-воспитательного процесса новой модели школы.

4. Создание условий для совершенствования финансовой, материально-технической базы.

5. Создание условий для обеспечения оптимального уровня здоровья учащихся.

В настоящее время заметно активизировался процесс модернизации образовательных учреждений России. В этом сложном и многотрудном процессе нашей школе, также как и всем российским школам, помогает «Программа развития», ибо она определяет не только работу сегодня, но и помогает построить концепцию развития, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к новой школе, а также план действий и поэтапную их реализацию на ближайшие несколько лет (до 2012 года).

3.1. Концепция новой школы

В современных условиях глобальных вызовов XXI века выживание всего человечества связано с единственной моделью устойчивого развития на основе взаимосвязи общественного интеллекта и образовательного сообщества. Образование становится главным ресурсом и механизмом воспроизводства общественного интеллекта. Его приоритет во всех сферах жизни общества и определяет новую фазу нашей цивилизации – становление общества будущего. Новая парадигма образования становится стратегией развития всего общества, требующей усиления его интеллектуального потенциала.

Главная идея, заложенная в основу данной концепции - формирование физически и психически здоровой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни, готовой взаимодействовать с субъектами внешней среды, обладающую прочными знаниями базовой школы.

Анализ многих методических разработок, а также знание проблем школы показывает, что эффективной программа качественного образования любого уровня может быть тогда, когда она опирается на фундаментальные представления о сущности социального функционирования и развития человека, т.е. в основе их – принцип человекоцентризма.

Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).

Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные дети и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно–развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:

1 ступень – начальные классы;

2 ступень – основная школа;

3 ступень – средняя школа.

В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии (технология модульного обучения, интерактивная методика, дифференцированный подход и т.д.). Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – адаптивную систему обучения, которая позволяет в себе соединить все лучшие достижения педагогической мысли и органично сочетать их на практике.

Адаптивная система обучения – это образование, направленное на оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать личностно–ориентированное образование учащихся, надо установить те проблемы и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются. Главное – воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;

Это и среда непосредственного окружения человека и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования – мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.

    1. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

Стратегическая цель - адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

Исходя из этого, школа ставит перед собой следующие цели:

  1. отработка модели адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;

  2. обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;

  3. создание условий для образования в соответствии с интересами личности;

  4. повышение роли образования в воспитании личности;

  5. обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Обеспечить переход к адаптивной системе обучения (далее АСО).

  2. Совершенствовать систему воспитания здорового образа жизни, систему здоровьесберегающих технологий обучения и сформировать у учащихся целостное отношение к своему здоровью.

  3. Разработать содержание и организационные формы включения учащихся в учебное научное исследование.

  4. Активизировать деятельность психологической службы в определении перспектив развития школы.

  5. Определить педагогическую основу и создать соответствующую базу для последующей деятельности детской организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, студии, система соуправления и самоуправления).

  6. Совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель».

  7. Совершенствовать систему управления через создание Управляющего Совета. Обеспечить работу школы в режиме развития. Создать банк информации, на основе которого анализировать и корректировать образовательную ситуацию в школе;

  8. Более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей АСО.

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

*гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

*демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

*преемственности в обучении.

3.3. Перспективы введения АСО (адаптивной системы обучения)

Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения задач – обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.

1 ступень – начальная школа: традиционные программы и программа развивающего обучения – «Школа 2100»; 4-х летнее образование, экспериментальная работа «школа Здоровья»,

2 ступень – основная школа: расширение круга образовательных услуг за счет элективных курсов и групповых занятий с одаренными детьми, организация 5-ти дневной недели с использованием 6 дня для коррекционной и индивидуальной работы, введение 40-минутных спаренных уроков;

3 ступень – средняя школа: зачетная система.

3.4. Ожидаемые результаты программы развития.

4.1. Этапы освоения и внедрения

новой концепции развития школы

1 этап (2007-2008) – составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; апробация и внедрение проектов.

2 этап (2008-2010) – практический – корректировка проектов, организация УВП.

3 этап (2010-2012) – результативный.

4.2. Модельное представление школы

В течение последних пяти лет в школе реализовывалась плавная подготовка для перехода к АСО. В 2003 учебном году в школе началась работа над самостоятельной и групповой деятельностью учащихся, что является основой адаптивного обучения. С 2004 года школа начала работу над диагностико-технологическим подходом к управлению учебно-воспитательным процессом, а в 2006-2007 учебном году в школе был осуществлен переход к блочно-модульному обучению, которое, на наш взгляд, наиболее органично сочетается с адаптивной моделью школы. Полный переход к АСО связан с переходом к непрерывному управлению всей самостоятельной работой учащихся при помощи сетевого плана и графика самоучета и осуществляемой сплошной контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы. Таким образом, поэтапно школа подошла к полному переходу к АСО.

1 этап – Изменение структуры урока.

2 этап – Переход к взаимоконтролю.

3 этап – Переход к самоконтролю.

4 этап – Переход к непрерывному управлению при помощи сетевого плана и графика самоучета.

4.3. Приоритетные проблемы и структурирование их.

Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы:

Кадры.

1. Создавать условия для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку.

2. Совершенствовать систему поощрения творчески активно работающих сотрудников.

3. Создать комфортные здоровьесберегающие условия для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы, создание психологических комфортных условий, формирование нового профессионального мышления.

Материально – техническая база.

1. Совершенствовать качество системы образования, оснащая кабинеты оборудованием, наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами, приобрести оборудование для спортивного зала

2. Систематизировать работу над творческим развитием личности, уровнем воспитанности и здоровьем обучающихся, обеспечивая индивидуальными программами развития.

3. Систематизировать работу методической службы, знакомя учителей с новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, инновационными технологиями.

Формирование физически здоровой личности.

  1. Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.

  2. Поддержка вариативных дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.

  3. Повышать квалификацию педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением обучающихся.

  4. Совершенствовать организацию питания обучающихся.

  5. Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса.

  1. Совершенствовать учебные планы и программы по предметам в соответствии с федеральными, региональными программами развития образования.

  2. Ввести в 5-11 классах спаренные уроки.

  3. Уменьшить продолжительность урока до 40 минут, а освободившиеся 5 минут использовать для индивидуальной работы.

  4. Интенсифицировать обучение на уроке.

  5. Применять блочную технологию (укрупнения дидактических единиц).

  6. Ввести в старших классах зачетную систему.

  7. При организации учебного дня, недели, триместра соблюдать принцип ритмичности.

  8. Развивать взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей.

  9. Возрождать традиции общественного воспитания, нравственного кодекса, национальной педагогики, учитывая историко-культурное своеобразие региона, его определенных социально-экономических условий.

  10. Создать наиболее благоприятные условия по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.

Инновационная деятельность школы

  1. Работа в экспериментальных площадках «Диагностико-технологический подход в условиях блочно-модульной системы обучения» (Приложение1, «Школа здоровья» (Приложение 2)

  2. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательно-воспитательном процессе.

  3. Создание консультационных групп для обучающихся, поступающих в ВУЗы.

Развитие творческих способностей учащихся.

    1. Привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам, выставкам вне стен школы.

    2. Продолжить развитие творческого потенциала обучающихся путем введения новых факультативов, элективных курсов, кружков, музейно-экскурсионных работ, туристско-краеведческих.

    3. Моделировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности.

    4. Организовать публикацию творческих работ учителей и обучающихся в методических изданиях и в местной прессе.

Развитие школьного самоуправления учащихся.

  1. 1.Усовершенствовать локальные акты по ученическому самоуправлению.

  2. Систематизирование выявлений реальных потребностей обучающихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности.

  3. Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы обучающихся.

  4. Совершенствование организации деятельности органов ученического самоуправления.

  5. Совершенствование коммунарской методики воспитания.

  6. Подведение итогов работы, анализ ее результатов.

Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом.

  1. Формировать систему педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической и социально-педагогическими службами, тематических родительских собраний, дней открытых дверей, общешкольных собраний, конференций.

  2. Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, мероприятия, индивидуальные консультации.

  3. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через

- родительские собрания;

- организации кружков, секций, клубов, совместные творческие дела;

- помощь в укреплении материально-технической базы;

- родительский патруль;

- индивидуальное шефство над неблагополучными семьями.

- участие родителей и общественности в управлении школой черезУправляющий совет школы (Приложение 3);

- родительский комитет;

- Совет по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5.1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ОПЕРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В МОУ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

г.Моршанска

Субъект управления: коллектив МОУ «средняя общеобразовательная школа №4» г. Моршанска

Блоки управления: разработкой и определением оптимального содержания общего и дополнительного образования; подбором и расстановкой кадров; экономическим обеспечением, разработкой и реализацией педагогических технологий обучения, воспитания, развития; установлением взаимовыгодных отношений с заинтересованными субъектами внешней социально-экономической среды

Главная цель: достичь оптимальных результатов управления развитием качества образования в МОУ «СОШ № 4», обеспечивающие высокие показатели социализации выпускников.

№ п/п

Функции управления

Алгоритм действий

Предполагаемый результат

Дата

1.

Информационно-аналитическая

Поиск, сбор, хранение, переработка, использование информации.

Проведение констатитурующего анализа и выявление проблемы

Формирование идеи миссии образовательной деятельности

  1. Воспользоваться услугами компьютерной сети, средств массовой информации, периодической печати и научно-методической литературы;

  2. Сформировать банк данных;

  3. Осуществить переработку информатизацию информационного материала.

  1. Банк данных;

  2. Развитие коммуникативной культуры педагогов школы;

  3. Создание научно-методической библиотеки

Май-июнь 2008

2.

Мотивационно-целевая

Создание системы материального и морального поощрения труда педагога

Формирование проблемного сознания педагогов

  1. Провести семинары, занятия на базе ОУ и ИПК

  2. Выявить мотивы субъектов и сформировать мотивы деятельности педагогов;

  3. Подготовить положение о поощрениях , способствующих самореализации;

  4. Разработать технологию целенаправленных действий.

  1. Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов и руководителей ОУ по теории и практике образования

  2. Материалы по технологии образования;

  3. Создание премиального фонда в рамках стимулирующих выплат;

  4. Положение о стимулирующих выплатах;

  5. Системы морального поощрения участников образовательного процесса (доска почета, благодарственные письма, грамоты, дипломы)

Сентябрь 2008

3.

Планово-прогностическая

Разработка концепции развития

Составление прогноза конечных результатов

Осуществление программного проектирования

Планирование конкретных задач образования

Выявление ресурсов для их решения

  1. Сформулировать концептуальные положения;

  2. Определить текущие задачи, сроки реализации, ресурсное обеспечение

  3. Составить перечень показателей ожидаемых результатов по критериям качества

  4. Разработать программу развития

  5. Выявить положительные и отрицательные факторы

  6. Предусмотреть возможные трудности и отклонения процесса, пути их преодоления

  1. Концепция, программа, планы развития;

  2. Комплексно-методическое обеспечение

  3. Разработанные критерии и показатели оценки результатов

Ноябрь 2007

Сентябрь-октябрь 2008

4.

Организационно-исполнительная

Организация деятельности всех участников оперативного управления образованием

Создание нормативно-правовой базы инновационного развития

Организация материально-технического и экономического обеспечения

Формирование организационных структур, связей, педагогических технологий через Управляющий совет ОУ

  1. Провести собрания всех участников образовательной деятельности;

  2. Разработать необходимые нормативные документы;

  3. создать благоприятные моральные и материальные условия работы;

  4. провести оптимальную расстановку кадров;

  5. сформировать структуру взаимодействия управляющей и управляемой систем управления образованием;

  6. Усилить общественную составляющую в управлении школой

  1. Нормативно-правовая база (приказ о создании Управляющего совета ОУ, положение об Управляющем совете ОУ)

  2. План работы Управляющего совета;

  3. Назначение руководителей экспериментальной, методической работой ответственного за обеспечение информатизации образовательного процесса

Сентябрь-октябрь 2007

Ежегодно

Сентябрь2007

Март 2008

5.

Контрольно-диагностическая

Осуществление диагностики результатов по факту их достижения.

Составление отчетной документации.

Выявление причинно-следственных связей в оценке действий

  1. обновление положения о внутришкольном контроле;

  2. Разработка положения об инновационно-экспериментальной деятельности в ОУ;

  3. Разработать перечень и формы рабочей документации;

  4. Систематизация инновационной деятельности через работу школьных экспериментальных площадок.

  5. Составить характеристику процесса и итогов образовательной деятельности

  1. Положение о внутришкольном контроле;

  2. Положение об инновационно-экспериментальной деятельности ОУ;

  3. Совершенствование работы школьных экспериментальных площадок;

  4. Использование методик диагностики

  5. Анализ работы ОУ

Сентябрь 2008

2009-2010

Ежегодно

ежегодно

6.

Регулятивно-коррекционное

Обеспечение процесса в заданном режиме работы

Нейтрализация отрицательных факторов и укрепление положительных факторов воздействия

Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.

  1. Выявить негативные отклонения и устранить их

  2. укрепить положительные факторы развития;

  3. Поддержать и развить благоприятные условия труда

  4. Выявить имеющиеся противоречия и придать образованию новый импульс развития

  1. Рост качества образования;

  2. Улучшение условий труда

  3. Сформированность положительного импульса на новую стадию развития

2010-2012

2010-2011

2012

ОЦЕНКА КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ

Оптимальная

Допустимая

Низкая

Учащиеся овладели творческим процессом познания научных основ и практики.

Выражена сформированность индивидуального менталитета личности с устойчивым мировоззрением и поведением

Учащиеся достигли высокого уровня знаний, практических умений, воспитанности. Соблюдения здорового образа жизни

Учащиеся овладели конструктивными качествами в изучении теории и практики.

Выражено умение осуществлять последовательность действий с новым содержанием.

Учащиеся достигли среднего уровня знаний, практических умений, воспитанности, соблюдения здорового образа жизни

Учащиеся обладают репродуктивными способностями, обеспечивающими элементарную функциональную грамотность, сформированность первоначальных знаний, умений, навыков, мировоззренческих и поведенческих качеств.

Учащиеся с трудом показывают удовлетворительный уровень знаний, практических умений, воспитанности, соблюдение здорового образа жизни+.

5.2. Комплексно – целевая программа

оперативного управления качеством образования

МОУ «СОШ №4» города Моршанска Тамбовской области.

Цель: Создать условия для повышения качества образования

на основе здоровьесберегающих технологий.

I полугодие

Основные

формы

организации

управления

качеством

образования

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Совещание при директоре.

Цель: оперативное регулирование управления качеством

Готовность школы к новому учебному году, коррекция плана работы школы.

Отв. – члены администрации

Результаты стартовых контрольных срезов.

Отв. – руководители МО

Мониторинг состояния здоровья и физического развития обучающихся.

Отв. – мед. сестра, учителя физкультуры

Работа учителей предметников с обучающимися на дому.

Отв. – кл. руководители, зам. директора по УВР

Итоги школьных и городских олимпиад, конкурсов, проектов.

Отв. – зам. директора по УВР, ВР.

Педсоветы.

Цель: включение каждого учителя в систему работы по применению АСО в условиях блочно-модульной технологии обучения.

Итоги 2006-2007 учебного года, задачи на новый учебный год, утверждение плана работы школы, Образовательной программы, Программы развития школы

Влияние состояния здоровья, физического развития обучающихся на уровень качества знаний, эффективность работы по ДТП, АСО в условиях блочно-модульной технологии обучения

Методсовет.

Цель: стимулирование повышения пед. мастерства и творчества учителя

Выявление уровня профессиональной компетенции и методической подготовки учителей

Отв. – зам.директора

по МР

Анализ состояния общеучебных умений и навыков по результатам работы в I триместре

Отв. – руководители МО

Организация работы учителей предметников по овладению учащимися репродуктивным языком предмета

Отв. – психолог школы

Совещания с классными руководителями

Цель: работа каждого классного руководителя по повышению ЗУН в условиях блочно-модульной технологии обучения

Выполнение Закона РФ «Об образовании»

Отв. – зам. директора по УВР, общественный инспектор по охране детства

Классно-обобщающий контроль в 9 «б». 9 «в» классах

Отв. – члены администрации

Школьный парламент

Цель: ознакомление с новыми направлениями в УВР и включение их в решение проблемы

«Как организовать работу в группах переменного состава ?»

Отв. - зам. директора по УВР

Заседание клуба старшеклассников «Сотвори себя сам»

Отв. – психолог, мед. сестра

Управляющий совет

Цель: ознакомление с направлениями развития щколы, ее проблемами, развитие педагогического сотрудничества со школой

Анализ состояния условий для сохранения здоровья обучающихся

Отв. – мед. сестра, зам директора по УВР

Поиск, развитие педагогического сотрудничества в рамках блочно-модульного построения учебного процесса

Отв. – зам.директора школы по УВР, руководитель МС

Помощь родителей в организации домашней работы с обучающимися

Отв. – мед. сестра, психолог школы

Информационно-методическое обеспечение

Цель: сбор информации об условиях и результатах развития познавательной активности и формирования ЗУН

Разработка и использование упражнений по развитию познавательных и психических процессов

Отв. – руководители МО, психолог

Система упражнений по математике направленных на развитие внимания и повышение работоспособности

Отв. – руководитель МО математиков

Система экспертного контроля и регулирования

Цель: выявление и коррекция состояния и результатов работы

Диагностика умения слушать и выполнять указания учителя у учащихся 1-х классов

Отв. – психолог, зам. директора

Диагностика уровня интеллекта выпускников, а также обучающихся 10 классов

Отв. - психолог

Анализ качества ЗУН обучающихся 2,4,5,6,9 классов по русскому языку и математике

Отв. – руководители МО

II полугодие

Основные

формы

организации

управления

качеством

образования

январь

февраль

март

апрель

май

Совещание при директоре.

Цель: оперативное регулирование управления качеством

Мониторинг уровня знаний по математике во 2,

4-9 классах

Отв. – зам. директора по УВР

Использование тестовых заданий на уроках русского языка, математики в 4, 5, 6, 7, 9 классах

Мониторинг уровня знаний по английскому языку во 2 классах

Отв. – зам. директора по УВР

Формирование устойчивой мотивации на «здоровье» у обучающихся 3-4 классов на уроках «Основы Школы Здоровья»

Отв. – зам. директора по УВР

Состояние готовности к промежуточной и государственной (итоговой) аттестации

Отв. – зам. директора по УВР

Итоговый контроль обученности. Сравнительный анализ уровня здоровья обучающихся

Отв. – зам. директора по УВР, мед. сестра

Педсоветы.

Цель: включение каждого учителя в систему работы по применению АСО в условиях блочно-модульной технологии обучения.

Организация работы с детьми, попавшими в «зону повышенного внимания»

Методсовет.

Цель: стимулирование повышения пед. мастерства и творчества учителя

Приемы и методы, используемые учителями 3-5 классов для выработки вычислительных навыков

Отв. – руководители МО, зам. директора по УВР

Мониторинг ЗУН по чтению в 1-4 классах, по математике в 1, 4, 7 классах, русскому языку в 6-х классах, истории, ин. языку в 10-х классах

Отв. – руководители МО, зам. директора по УВР

Совещания с классными руководителями

Цель: работа каждого классного руководителя по повышению ЗУН в условиях блочно-модульной технологии обучения

Организация работы кл. руководителя

9 «Б» класса по повышению качества знаний обучающихся

Отв. – психолог, зам. директора по УВР

Выполнение Закона РФ «Об образовании».

Роль классного руководителя в организации работы в «зоне повышенного внимания»

Отв. – зам. директора по ВР, психолог

Школьный парламент

Цель: ознакомление с новыми направлениями в УВР и включение их в решение проблемы

Работа школьного актива по сокращению пропусков уроков без уважительной причины учащимися

7-9 классов

Отв. – зам. директора по ВР

Заседание клуба старшеклассников

«Приемы и формы подготовки к экзаменам»

Отв. – психолог, мед. сестра

Управляющий совет

Цель: ознакомление с направлениями развития щколы, ее проблемами, развитие педагогического сотрудничества со школой

«Что надо знать о своих детях?» - анализ психолого-педагогической диагностики обучающихся

Отв. – психолог, зам. директора по ВР

Общественный смотр ЗУН обучающихся в рамках подготовки к государственной (итоговой) аттестации 9, 11.классов

Отв. – учителя – предметники, зам. директора по УВР

Информационно-методическое обеспечение

Цель: сбор информации об условиях и результатах развития познавательной активности и формирования ЗУН

Работа по разработке и использованию разноуровневых тестов для подготовки к ЕГЭ

Отв. - учителя – предметники, руководители МО

Культура интеллектуального труда

Отв. – руководитель МС

Система экспертного контроля и регулирования

Цель: выявление и коррекция состояния и результатов работы

Мониторинг выполнения учебных программ по предметам

Отв. – зам. директора по УВР

Анализ ЗУН по русскому языку и математике в 4-10 классах

Отв. – зам. директора по УВР

Готовность обучающихся 4 классов к переходу в среднее звено

Отв. – психолог, зам. директора по УВР

5.3. Профессиональное развитие учителя и педагогического коллектива.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Диагностика потребностей педагогических кадров повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей.

ежегодно

Директор, его заместители, руководители МО, психолог

2

Повышение квалификации и переподготовка кадров на базе ТОИПКРО

ежегодно

Зам. директора

3

Работа педагогов над темами самообразования

ежегодно

Зам. директора, учителя.

4

Участие в работе школьных и городских МО учителей.

ежегодно

Зам. директора, председатель методсовета, руководители МО.

5

Обучение учителей основам компьютерной грамотности.

2008-2010гг.

Зам. директора, учителя

6

Создание проблемных творческих групп учителей.

2006-2009гг.

Зам. директора,

Председатель МС

7

Обмен опытом через систему взаимопосещений уроков и внеурочных мероприятий.

По плану работы школы

Зам. директора, руководители МО

8

Организация семинаров, мастер-классов для учителей города

ежегодно

Директор школы, его заместители.

9

Участие в конкурсе «Учитель года».

ежегодно

Зам. директора.

10

Работа педагогов в режиме экспериментальной и инновационной деятельности .

2006-2010

Руководитель ОЭР, творческие группы

11

Проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов.

По плану

Психолог

5.4. ПЛАН (Приложение№ 1)

экспериментальной работы школьной площадки

«Диагностико-технологический подход в условиях блочно-модульной системы обучения»

Название этапа

Сроки

Содержание работы

Ожидаемые результаты

Ответственные

1.Диагностический

Апрель-

Май 206

Анализ состояния учебно-воспитательного

процесса по проблеме «Диагностико-технологический подход в совершенствовании учебно-воспитательного процесса»:

  1. Мониторинг качества знаний и степени обученности учащихся 4-х и 5-х классов;

  2. Диагностирование внимания, мышления и памяти учащихся 4-х и 5-х классов;

  3. Семинар «Организация учебного процесса в блочно-модульной системе обучения».

- Сбор информации; - постановка проблемы;

зам.директоров

по НМР;

психолог;

учителя-предметники, преподающие в 4-хи 5-х классах

2.Прогностический

Сентябрь-

Ноябрь 2006

Разработка развёрнутой программы эксперимента;

Разработка методических рекомендаций

«Диагностико-технологический подход в условиях блочно-модульной системы обучения»; Уточнение состава группы учителей, вошедших в инициативную группу;

Подготовка пакета документов по экспериментальной деятельности на рассмотрение администрации школы и методического совета школы;

зам.директоров

по НМР;

психолог

3.Организационный

Сентябрь-

Октябрь

2006

Подготовка учителей-экспериментаторов к предстоящей работе:

  1. Консультация для зам. директоров по НМР в начальных классах

«Здоровьесберегающие технологии

доктора Базарного»;

  1. Подготовка учителей-

экспериментаторов к

предстоящей работе.

  1. Выставка в МК «Здоровьесберегающие педагогические технологии доктора В. Ф. Базарного»

  2. Утверждение нового режима работы школы, предусматривающего триместровое разделение учебного года;

  3. Составление новой модели двухнедельного расписания

6. Разработка нормативно-правовой базы.

7. Разработка критериев ожидаемых результатов.

8. Анализ состояния здоровья учащихся.

Готовность учителей,

обучающихся, администрации к проведению эксперимента.

Необходимая нормативно-правовая база база.

Сформированность у родителей представления о значимости эксперимента.

Заместитель директора по УВР Босова Н.Н.

Заместител директора по НМР Макурина О.А.
психолог

  1. Практический

5. Обобщающий

Октябрь 2006-

Май 2007 г.г

Октябрь

2006

Октябрь

2006

Январь

2007

Январь

2007

Январь-Март

2007

Ежеквартально

Апрель

2007

Май 2007

Апрель-

май

2007

1. Разработка и апробации блочно-модульной системы обучения

2. Проведение диагностики общеучебных навыков

3. Организация мониторинга учебно-воспитательного процесса.

4. Проведение мониторинга самочувствия учащихся

Анкетирование учащихся по вопросам нового расписания и его коррекция

5. Проведение семинара-практикума «Подведение первичных итогов экспериментальной работы и ее коррекция»

6. Отчет о ходе эксперимента

7. Работа в «ЗПВ» с учетом результатов мониторинга 1 полугодия

-

8. Заседание научно-координационного

совета по экспериментальной работе

9. Семинар для учителей-предметников по теме «Блочно-модульная система обучения как способ повышения качества знаний и сохранения здоровья учащихся»

10. Отчёт о ходе эксперимента при администрации школы.

-

Мониторинг здоровья обучающихся.

Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента. Обобщение и теоретическое осмысление данных. Подготовка и формулировка выводов на основе результатов.

Вынесение вопроса об эффективности использования «ДТП в условиях блочно-модульной системы обучения»

Улучшение самочувствия учащихся

Повышение качества знания учащихся 5-11 классов

Разгрузка учебного дня за счет двухнедельного расписания и спаривания уроков

Разработка методических материалов,.

Подтверждение или опровержение гипотезы эксперимента. Подготовка методических рекомендаций и пособий.

Директор СОШ № 4

Заместитель директора по УВР Босова Н.Н

Заместитель директора по НМР. Макурина О.А.

Психолог

Учителя-предметники

Учителя экспериментальной группы

Заместитель директора по НМР. Макурина О.А.

Психолог

Инициативная группа

6. Внедренческий

Распространение новой методики в педколлективе, направленная организация опыта по реализации разработанной программы.

Принятие программы в образовательных учреждениях города

Администрация ОУ

5.5. ПЛАН (Приложение № 2)

Экспериментальной работы школьной площадки

« Процесс организации здоровьесберегающей деятельности в начальной школе»

Название этапа

Сроки

Содержание работы

Ожидаемые результаты

Ответственные

1.Диагностический

Сентябрь-апрель

Анализ состояния здоровья учащихся начальных классов.

  1. Изучение состояния здоровья учащихся 1-х классов на основе медицинских карт.

  2. Диагностика уровня психических процессов 1-х классов.

  3. Диагностика здоровья учащихся 1 – 4 классов.

  4. Диагностика состояния двигательных умений и навыков 3 – 4 класс.

5. Семинар «Организация здоровьесберегающей деятельности в начальной школе»

Сбор информации; постановка проблемы;

Учителя 1-х классов

Поляков Г.А.

психолог

Курносова Т.В.

Медсестра

Учителя 3-4 кл.

зам.директоров

по УВР

Рахматулина Н.А.

2.Прогностический

Сентябрь-

ноябрь

1. Разработка развёрнутой программы эксперимента.

2. Разработка методических рекомендаций «Организация здоровьесберегающей деятельности в начальной школе».

3. Создание творческой группы учителей для опытно – экспериментальной работы.

4. Подготовка пакета документов по экспериментальной деятельности для рассмотрения администрацией школы и методического совета .

зам.директоров

по УВР Рахматулина Н.А.

психолог

Творческая группа учителей

3.Организационный

Сентябрь-

октябрь

Подготовка учителей-экспериментаторов к предстоящей работе:

  1. Изучение опыта работы доктора Базарного В.Ф. по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

2. Работа с методической литературой по данной теме.

3.Организация учебного процесса с учётом санитарно – гигиенических норм (пятидневная рабочая неделя, начало занятий в 9.30., перемены по 10 и 20 мин., расписание уроков соответствует поурочной динамике работоспособности школьников).

4 Разработка нормативно-правовой базы.

5. Разработка критериев ожидаемых результатов.

6. Информирование родителей об организации экспериментальной работы .

Готовность учителей,

обучающихся, администрации к проведению эксперимента.

Необходимая нормативно-правовая база.

Сформированность у родителей представления о значимости эксперимента.

Заместитель директора по УВР Рахматулина Н.А.

Психолог.

Учителя нач.кл.

  1. Практический

5. Обобщающий

Октябрь -

май

Октябрь

Октябрь-май

Январь

Ежеквартально

Февраль, март.

Апрель

Май

Апрель-

май

1. Разработка и апробация нового курса «Основы Школы Здоровья» в рамках предмета «Ритмика».

2. Проведение диагностики двигательных умений и навыков

3. Организация мониторинга уровня здоровья младших школьников.

4. Разработка и проведение внеклассных мероприятий на тему: «Я и мое здоровье».

5.Организация кружковой работы на тему «Воспитание волевых качеств».

6.Организация работы общешкольного лектория для родителей.

7 Проведение семинара-практикума «Подведение первичных итогов экспериментальной работы и ее коррекция»

8 Отчет о ходе эксперимента

.9. Взаимопосещение уроков и проведение открытых уроков экспериментального курса.

1. Заседание Методического

совета по экспериментальной работе

2. Семинар для учителей-начальных классов «Организация здоровьесберегающей деятельности - как способ сохранения здоровья учащихся и повышения качества знаний.

3. Отчёт о ходе эксперимента администрации школы.

4. Мониторинг здоровья обучающихся.

5. Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

5. Обобщение и теоретическое осмысление данных. 6.Подготовка и формулировка выводов на основе результатов.

7. Вынесение вопроса об эффективности использования в работе начальных классов программы «Я и мое здоровье».

Улучшение самочувствия учащихся

Повышение двигательной активности уч-ся.

Снижение уровня заболеваемости.

Разработка методических материалов.

Мотивация на ЗОЖ.

Подтверждение или опровержение гипотезы эксперимента. Подготовка методических рекомендаций и пособий.

Учителя 3-4 классов

Заместитель директора по УВР Рахматулина

Н. А., учителя нач. классов.

Мед. сестра.

Учителя нач. классов.

Психолог.

Заместитель директора по УВР Рахматулина Н. А.,

Учителя нач. классов

Заместитель директора по УВР Мед. сестра Рахматулина Н. А.,

Учителя нач. классов. Психолог

Учителя экспериментальной группы

Учителя нач.кл:

Сафонова М.В.

Зайцева О.А.

Борисова Е.В.

Заместитель директора по УВР Рахматулина

Н. А.

Психолог

Инициативная группа

6. Внедренческий

Распространение новой формы работы в педколлективе

Принятие программы в образовательных учреждениях города

Администрация ОУ

Согласовано: Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ №4» председатель ШУС

И.А.Бова. МОУ «СОШ №4»

В.А.Боброва.

5.6. План работы (Приложение 3)

Школьного Управляющего Совета МОУ «СОШ №4»

на 2007-2008 учебный год.

Сроки проведения

Мероприятия

Октябрь

1.Выборы членов комиссий Управляющего Совета.

2. Согласование положения «Об оплате труда работникам МОУ СОШ №4»

3. Согласование положения «О распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ СОШ №4»

4.Принятие регламента распределения стимулирующих выплат работникам МОУ «СОШ №4»

5. Утверждение плана работы ШУС на 2007-2008 уч. год.

Ноябрь

  1. Работа с локальными актами:

а. Положение о совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

б. Правила поведения обучающихся.

2. Проведение процедуры кооптации в Школьный Управляющий Совет.

3. Разработка рекомендаций по заключению коллективного договора.

Декабрь-январь

  1. Изучение отношения обучающихся и родителей к школе, их образовательных запросов в связи с аккредитацией школы.

  2. Работа финансово-хозяйственной комиссии по привлечению средств для ремонта освещения спортзала.

Февраль-март

1.Работа комиссии «Семья и школа» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Работа с локальными актами:

а. Положение о родительском комитете класса.

б. Положение о промежуточной аттестации обучающихся.

Апрель-май

1. Работа комиссии «Семья и школа» по подготовке к летней оздоровительной кампании.

2. Работа с локальными актами:

Положение о конфликтной комиссии.

  1. Привлечение внебюджетных средств на организацию ремонта школы.

  2. Введение школьной формы.

Июнь-август

  1. Оказание помощи в организации летнего отдыха и трудоустройства обучающихся.

  2. Работа по подготовке к новому учебному году.

  3. Участие в педагогическом совете: «Итоги работы школы по реализации РКП модернизации образования и задачи на новый учебный год».

  4. Работа по подготовке публичного доклада.

Сентябрь

1.Проведнние общешкольной родительской конференции.

2. Обсуждение школьного компонента учебного плана, режима занятий.

3. Согласование стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения.

5.7. Организация и контроль за выполнением Программы.

Координация и контроль за выполнением Программы администрация школы оставляет за собой, Управляющим советом школы, которые:

анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по его коррекции; осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и обучающихся.

Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета.