Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №3»

ЛАГЕРЬ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ 
"УЛЫБКА"

Наш девиз: "От улыбки станет день светлей"

                                                                          Срок    реализации:      21 день

                                                                           Возрастной диапазон: 7-12 лет

                                                                              Руководитель: начальник лагеря

                                           Панова В.В.

Моршанск, 2012 год

Паспорт образовательной программы лагеря дневного пребывания «Улыбка»

Основания для разработки

● Конвенция ООН о правах ребенка;

● Конституция РФ;

● Закон РФ об образовании;

● Приказ Комитета по образованию

 «Об организации лагерей дневного пребывания в период летних каникул»

● Приказом «Об организации летней работы и отдыха в МБОУ СОШ №3;

● Приказом «Об организации работы лагеря дневного пребывания в МБОУ СОШ №3;

● Должностная инструкция по охране труда для воспитателей лагеря;

● Инструкция по пожарной безопасности для работников лагеря;

● Санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПин).

Заказчики Программы

Комитет по образованию администрации города, Муниципальное учреждение «Ресурсный центр системы образования г. Моршанска»

Организация-исполнитель программы

МБОУ «СОШ №3» (второй корпус)

Автор программы

Панова В.В.

Сроки реализации

Май-июнь 2012 года

Целевые группы

Обучающиеся 1-5 классов

Возраст: 7-12 лет

Количество воспитанников

110 человек

Система организации контроля за исполнением программы

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе

- анкетирование;

- беседы;

- планерки администрации лагеря, и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Оценивание каждым ребенком по коммунарской методике мероприятий и дел прошедшего дня.

Беседы

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы »)

Беседы

Пояснительная записка

         Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный правильно организованный отдых. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной деятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребёнок заполняет своё свободное время полезными делами. В лагере учащиеся могут получить дополнительные знания, поправить своё здоровье и просто отдохнуть. Весь коллектив ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.

Актуальность:

К сожалению, в настоящее время все больше и больше родителей самоустраняются от воспитания своих детей. Большинство из них занято работой и материальным благополучием. Дети из таких семей могут вырасти обеспеченными, но черствыми, а порой злыми и даже жестокими.

На базе нашей школы открыт ресурсный Центр духовно-нравственного воспитания детей «Мир твоей души». Поэтому особая наша забота – духовно-нравственное становление подрастающего поколения. В программу духовно-нравственного воспитания входят формирование:

- нравственного

-интеллектуального

- социального

- эстетического

- и физического потенциалов личности.

Нравственное развитие – с детских лет закладываются основы мировоззрения, взглядов, целевых установок, поведения.

Интеллектуальное развитие – развитие мыслительной способности ребенка, памяти, воображения, помощь в овладении механизмами практического применения знаний.

Социальное развитие – приобретение умений жить в обществе, общаться с другими людьми, находить свое дело, свою роль.

Эстетическое развитие – обогащение мира чувств, эмоций и развитие умений их выражать.

Физическое развитие – всестороннее совершенствование и развитие тела, укрепление здоровья, поддержание хорошего жизненного тонуса.

Кроме того, в нашей школе с  2011 года реализуется образовательная программа «Разговор о правильном питании». В связи с этим, дополнительно, в программу лагеря дневного пребывания включены мероприятия на данную тематику в рамках  физкультурно-оздоровительного направления. Так же увеличено количество дней, отведенных на реализацию этого направления развития личности воспитанника лагеря дневного пребывания «Улыбка».

Все это реализует наша программа, которая по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего пришкольного лагеря.

Большинство дел нацелено одновременно на развитие ребенка с разных сторон, но есть для каждого направления и свои, особые дела.

Реализация этих направлений должна:

- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности обучающихся;

- развивать познавательную активность обучающихся;

- воспитывать патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную религиозную терпимость.

Цель и задачи программы

         Цель – создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их здоровье и творческое развитие.

         Задачи:

·        Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;

·        Формирование у школьников навыков общения и толерантности;

·        Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности;

·        Развитие творческих способностей каждого ребёнка;

·        Вовлечение каждого воспитанника в КТД, различные отрядные и общелагерные  мероприятия;

·        Профилактика детской безнадзорности;

·        Формирование навыков безопасного поведения в окружающей среде.

Участники смены

·       Начальник ЛДП «Улыбка» - Панова В.В.

·       Замачальника ЛДП «Улыбка» - Зайцева О.А.

·       Воспитатели - Борисова Е.В., Зайцева Л.Н., Золочевская А.А., Нестерова Р.Н., Пападьина Н.В., Раковская И.Ю., Сафонова М.В., Черняева И.В., Фокина И.В.

·       МузуководительЗабровская Т.Е.

·       Физук. – Цибизова Л.Н.

·       Дети – 110 человек

Срок реализации программы

Краткосрочная – 1 смена с 6 июня 2012 года по 30 июня 2012 года

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

·              Безусловная безопасность всех мероприятий

·              Учет особенностей каждой личности

·              Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря

·              Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

·              Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря

·              Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

·              Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

3. Материально-технические условия предусматривают:

1.     Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2.     Материалы для оформления и творчества детей.

3.     Наличие канцелярских принадлежностей.

4.     Аудиоматериалы и видеотехника.

5.Призы и награды для стимулирования.

При работе пришкольного лагеря используются:

-школьные кабинеты

-спортивный зал (занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)

-спортивная площадка (линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания)

-школьный двор (отрядные дела, игры-путешествия)

-актовый зал (праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, конкурсы)

-школьная библиотека

- медицинский кабинет

-раздевалка

-школьная столовая

-туалетные комнаты.

4.     Методические условия предусматривают:

·        наличие необходимой документации, программы, плана;

·        проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

·        коллективные творческие дела

·        творческие мастерские

·        индивидуальная работа

·        тренинги

·        деловые и ролевые игры

5. Педагогические условия.

1.     Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2.     Организация различных видов деятельности.

3.     Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4.     Создание ситуации успеха.

5.     Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6.     Организация различных видов стимулирования.

Ресурсное обеспечение программы

1.    Методические ресурсы

1. Сценарии детских праздников. М.: 2002

2. Г.В. Немова, А. Н. Малышева. Праздники, игры, танцы. Ярославль: Академия развития, 2007

3. Библиотека «Первого сентября». Сценарии школьных праздников. Москва «Первое сентября», 2001

4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Классные часы по нравственно-этическому воспитанию. Москва «ВАКО», 2007

5. Г.П. Попова. Классные часы. Волгоград: Учитель 2008

6. Н.А. Касаткина. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Волгоград: Учитель, 2007

7. Журналы «Начальная школа», «Первое сентября».

8. Материалы сайтов Вожатый.ru, детского портала «Солнышко».

9. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.  С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.

10.  материалы сети интернет

2. Кадровые ресурсы

·       Начальник ЛДП «Улыбка» - Панова В.В.

·       Замачальника ЛДП «Улыбка» - Зайцева О.А.

·       Воспитатели - Борисова Е.В., Зайцева Л.Н., Золочевская А.А., Нестерова Р.Н., Пападьина Н.В., Раковская И.Ю., Сафонова М.В., Черняева И.В., Фокина И.В.

·       МузуководительЗабровская Т.Е.

·       Физук. – Цибизова Л.Н.

3.Материальное обеспечение

● Волейбольные мячи;

●Резиновые мячи разных размеров;

● Футбольный мяч;

●Скакалки;

●Гимнастические обручи;

●Бадминтон;

●Шашки;

●Шахматы;

Пазлы.

●Домино;

●Лото;

●Футбол;

●Бильярд.

●Тематические настольные игры.

·                   Финансовое обеспечение деятельности лагеря осуществляется за счет выделенных муниципалитетом средств (питание) и родительских средств (транспортные расходы).

Этапы реализации программы

I этап. Организационно-подготовительный:  май-июнь

Этот этап характеризуется тем, что за  месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

·        проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;

·        издание приказа по школе о проведении летней кампании;

·        разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей

·        подготовка методического материала для работников лагеря;

·        отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

·        составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

 ·        встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

·        запуск программы лагеря «Улыбка»;

·        знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

II этап. Основной – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

·        реализация основной идеи смены;

·        вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

·        работа творческих объединений.

 III этап. Заключительный .

Основной идеей этого этапа является:

·        подведение итогов смены;

·        выработка перспектив деятельности организации;

·        анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.                      

         Организационно-подготовительный этап – формирование отрядов, выбор и распределение ролей для каждого ребенка.

В лагере планируются занятия объединений по интересам:

 «Умелые руки».

 «Музыкальная капель».

«Я познаю мир».

«Калейдоскоп подвижных игр».

«Арифмеша».

Эти объединения предполагают участие в них не только детей, имеющих постоянный устойчивый интерес к какому-либо виду деятельности, но это также прекрасная возможность подключить новичков, еще не определивших приоритет своих желаний и потребностей.

Основной этап включает в себя несколько блоков:

1.     Физкультурно-оздоровительный блок

2.     Блок безопасности жизнедеятельности

3.     Досуговый блок

4.     Духовно-нравственный блок

5.     Художественно-эстетический

Физкультурно-оздоровительный блок (понедельник, суббота)

·        Утренняя зарядка (ЕЖЕДНЕВНО)

·        Подвижные игры на воздухе (ЕЖЕДНЕВНО)

·        Футбольный турнир

·        Весёлые старты

·        Шашечный турнир

·        Плавание в бассейне

·        Игра по станциям «О спорт, ты мир!»

·        Путешествие в страну Здоровья

·        Малые спортивные игры

·        Спортивно-интеллектуальная викторина

Блок безопасности жизнедеятельности (Вторник)

·        Теоретические занятия

·        Отработка плана эвакуации

·        Азбука дорожных знаков

·        Встреча с инспектором ГИБДД

·        Техника безопасности в природе, на воде, дома, в общественных местах, при пожаре

Досуговый блок (среда)

·        Игры

·        Викторины

·        Конкурсы

·        Концерты

Художественно-эстетический блок (четверг)

·        Беседы

·        Выставки

·        Конкурсы рисунков

·        Конкурс чтецов

Духовно-нравственный блок (пятница)

·        Беседы

·        Конкурсы

·        КТД

·        Экскурсии

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

1.     Общее оздоровление и укрепление здоровья детей.

2.     Повышение общей культуры, привитие социально-нравственных норм.

3.     Расширение кругозора детей, приобретение новых знаний.

4.     Развитие творческих способностей, детской самостоятельности.

5.     Формирование патриотических чувств.

6.     Формирование безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

7.     Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Для оценки результативности и реализации программы применяются